Примерное время чтения: 9 минут
4002

«Не так страшен экзамен, как его малюют». 6 важных вопросов о ЕГЭ и ОГЭ

«АиФ-Юг» № 21 01/06/2016
Анастасия Есауленко / АиФ

В этом году Единый государственный экзамен сдают более 23 тысяч кубанцев. В эти же дни Основной госэкзамен (ОГЭ) пройдут и 9-классники. Их около 50 тысяч.

Если отбросить всю суету и нервозность, которая каждый год образовывается вокруг этих экзаменов, ЕГЭ оказался бы не таким страшным, как его малюют. Согласитесь, чужая школа, куда для пущей объективности результатов везут школьников (раньше туда отправляли  только 11-классников, а с этого года и 9-классников), камеры наблюдения мало способствуют спокойствию. Ведь не зря говорят, что дома и стены помогают. А в таких условия не каждый взрослый сможет сосредоточиться.  Недавно в сети даже появился анекдот: «Если бы за чиновниками наблюдали так же пристально, как за школьниками во время сдачи ЕГЭ, коррупция в нашей стране давно была бы искоренена».  Но поскольку все это пока данность, мы решили поинтересоваться у самих школьников и учителей, как правильно подготовиться к госэкзамену.

Как сдать на сто?

Альберт Каспарян, студент КубГУ, сдал ЕГЭ по физике и математике на 100 баллов.

«Если во время учебы в школе готовиться и хорошо знать предмет, то ничего сложного и сверхъестественного в ЕГЭ нет. Главное - поставить перед собой цель и планомерно к ней идти. Я всегда учился на отлично, у меня математический склад ума, склонность к физике и математике отмечали с самого детства – все это способствовало моей максимальной оценке. Хотя  уже 70-80 баллов по математике считались хорошим результатом, - считает он.

Чем ЕГЭ хорош?
Из преимуществ - независимая экспертная оценка. Никаких предвзятостей и субъективизма. Учитель не может завалить из личной неприязни. Бланки со всего края по математике, русскому языку и с этого года химии проверяют в Краснодаре. По остальным предметам - в районах. Делается это вслепую, эксперт понятия не имеет, кому принадлежит работа. Один бланк проверяют сразу три специалиста. Такой подход полезен не только для детей, но и для педагогов, которые по итогам смогут сделать выводы о своих недоработках.

ЕГЭ – специфический экзамен с определенными фишками, поэтому даже если ты прекрасно знаешь предмет, все равно необходимо готовиться, все-таки это тест, где есть время на выполнение задания, правила оформления. В последней части ЕГЭ по математике много заданий, которые выходят за пределы школьной программы – это уже уровень олимпиад. Но у меня были хорошие преподаватели в школе, дома мама и дедушка могли подсказать. Признаюсь, в мой результат большой вклад внесли именно они. Я допускаю, что есть люди, которые сдали на максимальную оценку, выучив все самостоятельно, но это очень сложно, поэтому перед такими я бы снял шляпу.

Я за Единый государственный экзамен – и вовсе не потому, что у меня получилось сдать его на 100 баллов. Дело в том, что ЕГЭ, во-первых, прозрачен – задания одинаковы для всех. Во-вторых, он облегчает социальные лифты – любой школьник из любого населенного пункта, неважно большого города или маленькой деревни, может хорошо сдать ЕГЭ и поступить в престижный вуз».

Каких знаний не хватает?

Лидия Исаева, доктор филологических наук, профессор, председатель краевой предметной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку, считает, что если школьник занимался в течение всех 11 лет, или интенсивно готовился к экзаменам, то проблем во время тестирования  у него возникнуть не должно.

И за что ЕГЭ критикуют?
Считается, что обстановка накаляется из-за традиции постоянно менять правила и условия сдачи экзаменов. Действительно, изменения в регламент проведения ОГЭ вносятся с завидной регулярностью. В 2013-м утвердили новый порядок, но несколько раз в год он дополняется. В последний раз переписывали в апреле, когда экзамены уже были на носу. Получается, каждый раз всех, кто задействован в подготовке и проведении, переучивают заново.

«Я больше 10 лет председательствую в краевой комиссии по ЕГЭ и должна отметить, что  экзаменационные материалы стали более качественными. Раньше даже в заданиях можно было увидеть ошибки. Сейчас, конечно, такого нет, все задания составлены достаточно корректно. На протяжении тех 15 лет, что наш край принимает участие в проведении ЕГЭ, мы наблюдали за тем, как значительно была трансформирована часть С (сочинение), которая позволяет проверить, готов ли ученик излагать и аргументировать свою точку зрения, как он может формулировать мысли. В первые годы эти сочинения невозможно было читать! Но тогда все  плохо представляли, что вообще нужно делать. Сегодня школьники уже набрались опыта, знаний, к ЕГЭ адаптировались и учителя, и соответственно ученики.

Правда, и сейчас не все школьники  понимают значения некоторых слов, не могут точно сформулировать мысли, допускают много логических ошибок. Дети порой не представляют, как должно строиться сочинение, что такое обоснованность выводов, единство тезисов и другое. В чем причины таких проблем у выпускников?

Первое: школьное образование больше настроено на усвоение суммы знаний, а не на то, чтобы ученик умел делать самостоятельные выводы. Второе: нет сейчас такого предмета в школьной программе как логика, просто нет.

Поэтому, если говорить о качестве современного среднего  образования, то оно стало хуже, чем, допустим 15-20 лет назад. Но винить в этом ЕГЭ не стоит. Это всего лишь  форма проверки знаний. В  последние годы изменилась и сама система обучения. И насколько она лучше прежней – большой вопрос!»

Заветной тройки хватит?

«Если добросовестно работать в школе, то базовый курс ЕГЭ по математике можно сдать и без дополнительных занятий с репетитором или учителем, - уверена Ольга Засядко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий  КубГУ. - Вторая часть посложнее, и без основательной подготовки выполнить ее  трудно. Но эти задания выходят за рамки школьной программы и рассчитаны на тех,  кто в дальнейшем планирует заниматься точными науками.

Поначалу около 20% детей, проходивших аттестацию, получали двойки. Конечно, я не могу не отметить, что сегодня школьники лучше стали сдавать ЕГЭ. Но что касается объективных знаний по математике, к сожалению, они деградируют. Когда дети писали контрольные работы, они учились самостоятельно находить решения. То есть, учились размышлять, предлагать разные варианты.  Теперь учителя научились натаскивать учеников, чтобы они набрали необходимый минимум баллов и получили заветную тройку».   

Что сказали на собрании?

На прошлой неделе в Краснодаре прошло краевое родительское собрание. Предстоящие экзамены обсудили сотрудники краевого министерства образования, науки и молодежной политики, специалисты Центра оценки качества образования и родители выпускников из муниципалитетов края. Главной темой стало проведение Единого государственного экзамена в текущем году.
Родительское собрание открыла Татьяна Синюгина, министр образования, науки и молодежной политики края. Она сказала, что к Единому госэкзамену необходимо правильно подойти с психологической стороны:

«Важно воспринимать экзамен не как самое главное испытание в жизни, а как возможность продемонстрировать свои знания, полученные за 11 лет».

Тему психологического настроя на экзамен продолжила психолог Светлана Рыженко, доцент кафедры управления образовательными системами института развития образования Краснодарского края. Она подтвердила, что экзамены – это всегда стресс и переживания как для 11-классников, так и для их родителей.

«Основная задача взрослых во время подготовки выпускника к экзаменам – создать для подростка комфортные условия. Не стоит постоянно напоминать школьнику о сложности и ответственности за результаты предстоящего ЕГЭ», - рассказала она.

Куда идти со справкой?

Обязательный государственный экзамен, или ОГЭ, проводится практически наравне с выпускным ЕГЭ. Процедуры похожи, но не дублируются. Многие задаются вопросом: куда идти, если не сдал ОГЭ?

«Ответ прост: никуда, - говорит  независимый эксперт в сфере школьного образования Маргарита Ярещук. - Ни один суз не примет ребенка без аттестации. Естественно, и справка никакая не выдается. В случае, если ученик не смог сдать, а потом пересдать двойки, его оставляют на второй год. Здесь у него право выбора: учиться в школе или дома. По принципу заочки он может самостоятельно готовиться к пересдаче школьных предметов. Ему выдаются все необходимые материалы, учебники и программа. В конце года ученик заново сдает экзамены вместе со всеми».

Однако, как показывает практика, даже при такой альтернативе некоторые остаются на второй год снова и снова. Но тут уж ничего не попишешь: всегда были сложные подростки, беспечные родители.  Хотя возникают вопросы и к преподавателям, как так получилось, что ученик не усвоил хотя бы необходимый минимум знаний.

При  этом эксперты утверждают, что сама идея ОГЭ хорошая. Это первая проверка на прочность, по результатам которой ученик будет планировать свои дальнейшие планы на жизнь. Эдакая репетиция, которая помогает осознать, на что человек способен. 

«Для 9-классников сама процедура - не такой уж большой стресс, как расписывают противники единого экзамена, - продолжает Маргарита Ярещук. - В подготовке нет ничего сверхъестественного. Мы недооцениваем современных детей, они не падают в обмороки при виде бланков и не обращают внимания на видеонаблюдение в пунктах сдачи. Камер, как ни странно, больше пугаются учителя. Что касается массовой родительской истерии, то дело здесь опять же в подходе педагога. Стресс нередко передается детям и их родителям от конкретного учителя. Бывает, при подготовке педагог сам паникует, дергается, боится, что откроются его собственные недоработки. Однако есть и уверенные в себе профессионалы, которые не допустят невроза. Это те, кто подходит к своей работе основательно, дает реальные знания и уверен в себе и своих учениках».

Кому  нужен репетитор?

Репетиторы – еще один аспект, который будоражит умы и опустошает карманы родителей выпускников. Статистика подтверждает, большинство детей, готовясь к экзаменам, занимаются дополнительно. Но нужно учитывать и тот факт, что некоторые просто перестраховываются. Конечно есть педагоги, работающие на совесть. Однако многие учителя проводят внеурочные занятия за деньги.

«Это не профессионально, - считает специалист. - Почему педагог берет деньги за те знания, которые сам же не додал на уроках? Обязанность его - сделать все возможное, исходя конечно из способностей ребенка. Раньше таких учителей было больше. Сейчас изменилась сама система образования, важен и аспект финансирования».

В школах дальних поселений часто кадровые проблемы. Там один педагог ведет сразу несколько предметов. Естественно, он не сможет уделить должного внимания всем ученикам. Добавилось и бумажной работы, которая отнимает много  времени. И, конечно, нужно помнить, что подготовка к экзаменам начинается с 1-го класса. Судя по мониторингу ошибок можно предположить, что дети элементарно не знают таблицу умножения и читают по слогам. А все потому, что в начальной школе не доучили. Оценки поставили и отпустили в свободное плавание, в пучину правил и формул. Разве можно разобраться в программе, не зная азов?

Кстати:  Занятия с репетитором - удовольствие не из дешевых.  Ставка за академический час (45 минут) начинается от 300 рублей и варьируется до бесконечности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах