Примерное время чтения: 10 минут
911

От Ахматовой к Noize MC. Педагог о том, как рэп помогает понимать классику

«АиФ-Юг», № 30 28/07/2021
Полина Пятакова со своими учениками.
Полина Пятакова со своими учениками. / Полина Пятакова / Из личного архива

Полина Пятакова - победитель кубанского конкурса «Учитель года» - преподаёт русский язык и литературу. Она рассказала «АиФ-Юг» о том, что читают современные дети и о чём спорят на занятиях, как тексты Oxxxymiron и Noize MC помогают приобщиться к поэзии Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама, почему после хорошо проведённого урока учитель выходит из класса окрылённым.

Вслед за мамой

Полина Алексеевна Пятакова - продолжательница педагогической династии, её мама, заслуженный учитель Кубани Татьяна Евгеньевна Петропавловская, долгое время преподавала русский язык и литературу.

«Конечно, слукавлю, если скажу, что с детства хотела идти по её стопам, - говорит Полина. - Это вовсе не так, но на третьем курсе вуза, когда началась педагогическая практика, профессия заинтересовала меня».

«Учитель года Кубани-2021» признаётся, что мама ей помогала и во время подготовки к конкурсу и в работе вообще.

«Всё-таки у мамы тридцатилетний стаж работы в школе, - продолжает Полина Пятакова. - А у нас принято в затруднительных случаях, например, когда сложные вопросы пунктуации, обращаться к опытным коллегам. Мне в этом отношении повезло - я могу у мамы спросить».

По словам лучшего учителя края, в педагогике, как и в любой другой профессии, многое зависит от отношения к делу.

«Если человек его действительно любит, хочет оставить след, то будет относиться как к призванию к любой профессии, - считает Полина Пятакова. - Когда каждый день входишь в класс, надо понимать, что любое твоё слово может отразиться на будущем детей. К маме приходили выпускники через 10-15 лет после окончания школы и говорили: «А помните тот урок? После ваших слов я решил стать учителем». В моей практике настолько глобальных случаев ещё не было. Хотя работаю с олимпиадниками, некоторые из них поступили на факультет журналистики или филологический. Но слова учителя отражаются и на повседневной жизни - сегодня на уроке мы обсудили какую-то конфликтную ситуацию, а завтра ребята ведут себя по-другому. Поэтому каждую секунду надо контролировать то, что ты говоришь, чтобы сеять разумное, доброе, вечное».

Досье
Полина Алексеевна Пятакова (Фомина) - учитель русского языка и литературы школы № 35 Краснодара, член клуба «Молодой педагог города Краснодара». Победитель городского и краевого конкурса «Учитель года», в сентябре представит Кубань на Всероссийском этапе конкурса в Ростове-на-Дону.

Полина Пятакова будет представлять край на Всероссийском конкурсе.
Полина Пятакова будет представлять край на Всероссийском конкурсе. Фото: Из личного архива/ Полина Пятакова

Урок как концерт

В разговорах с мамой Полина Пятакова сравнивает и то, как изменилась профессия учителя с годами. Приходят к выводу, что минимально. Да, появились какие-то технические средства, на удалёнке дети сидели за компьютерами у себя дома. Но главное осталось прежним - учитель ведёт урок и разговаривает с детьми.

«Восприятие учителя трансформируется, но самое главное для меня - приложить все усилия, чтобы время, проведённое в школе, было для ребёнка самым ярким, светлым и добрым, - объясняет Полина Пятакова. - Чтобы, повзрослев, человек вспоминал о нём с любовью. Такого же принципа придерживалась в работе и мама».

Когда же учитель чувствует настоящее удовлетворение от работы? Когда дети получили хорошие оценки, сдали ЕГЭ?

«Для меня есть несколько важных маркеров, - рассказывает Полина Пятакова. - Во-первых, когда классно прошёл сам урок. До работы в школе я пела свои песни, играла на гитаре, выступала с концертами. Так вот, ощущения после хорошего урока, когда и дети, и учитель выходят заряжёнными эмоциями, похожи на то, что чувствуешь после успешного выступления. Я радуюсь, когда вижу, что дети на уроке литературы пережили вместе с героями их кризисы и радости и стали богаче эмоционально. Во-вторых, я куратор ученического совета, и для меня важно, когда дети приходят со своими инициативами: давайте сделаем киноклуб, проведём вечер авторской песни или ещё что-нибудь. Когда инициатива исходит от ребёнка, понимаешь, что всё не зря».

Педагог со своими учениками у стадиона
Педагог со своими учениками у стадиона "Краснодар". Фото: Из личного архива/ Полина Пятакова

Что читают дети?

Каждое поколение твердит о том, что молодёжь пошла не та. Сейчас часто винят в том, что дети засели в своих гаджетах и читать совсем не хотят. А что по этому поводу думает учитель литературы?

«Я считаю, что это заблуждение, - говорит Полина Пятакова. - Дети читают, причём много - просто не то, что мы хотим. Не книги, а новостные ленты Вконтакте или подписи под фото в Инстаграме. Вопрос в том, чтобы сделать художественную литературу не менее интересной - и это одна из задач учителя. И родителей, конечно:  если ребёнок видит, что они дома читают, то и сам будет это делать. Может, не сразу, но со временем точно - множество примеров это подтверждает».

Но одно дело читать «Гарри Поттера» и совсем другое - произведения школьной программы. Сыну на лето в седьмом классе задали «Песню о купце Калашникове», несколько раз приходил со словами: «Я не понимаю». Что в таких случаях делать?

«У моих учеников это один из любимых текстов, - улыбается Полина Пятакова. - Дело в том, что ребёнку надо сначала рассказать, погрузить в историко-литературный контекст, и когда он понимает, о чём идёт речь, ему становится интересно. Да, по времени мы всё дальше уходим от Лермонтова и Пушкина, а уж тексты Михаила Ломоносова и Василия Тредиаковского и взрослым сложно воспринимать. Поэтому надо объяснять».

Для того чтобы объяснить контекст «Песни о купце Калашникове», по словам учителя, нужен целый урок. Но если коротко - с детьми Полина Пятакова рассуждает об истории создания произведения, сравнивает сюжет с историей жизни Пушкина, который, как и купец Калашников, решил постоять за честь жены, но поплатился за это.

«Мы обсуждаем проблемные вопросы, - продолжает педагог. - Почему соседи не защитили женщину, видя, что её обижает опричник? Иван Грозный у Лермонтова положительный герой или отрицательный?»

По словам педагога, отклик у детей вызывают все темы, которые они понимают. Но самые горячие дискуссии вызывает любовная тематика.

«Я очень рада, когда на уроках появляется дискуссия - спором это называть не буду, потому что у ребят нет желания победить, они хотят просто   озвучить свою позицию и быть услышанными, - говорит Полина Алексеевна. - Во время обсуждения «Бедной Лизы» Карамзина мальчики и девочки очень горячо отстаивали своё мнение. Первые считали, что герой не сделал ничего особенного. (По сюжету молодой дворянин влюбляется в крестьянку Лизу, соблазняет её, но после обманывает, что вынужден уйти на войну. Затем, проигравшись в карты, Эраст женится на богатой вдове, чтобы поправить своё материальное положение. При встрече пытается откупиться от девушки. Лиза, не вынеся обиды, бросается в пруд. - прим. ред.). Девочки отвечали: «Ничего подобного. Как он мог?» Затем мы вместе обсуждаем, что именно в поведении героев было непорядочным, опрометчивым. И так у детей формируется отношение к нравственным ценностям».

Фото: Из личного архива/ Полина Пятакова

О жизни говорят все

В любом классе есть люди, которые не хотят участвовать в обсуждениях и будто говорят своим видом: «Поставьте тройку и отстаньте!»

«Мой опыт показывает, что при таком поведении у ребёнка мог быть травмирующий опыт знакомства с литературой - его активно заставляли читать, - говорит Полина Пятакова. - Понятное дело, что у него сразу возникают шипы. Но когда в книге речь заходит о ситуациях, о которых человек знает, то и не любители чтения вовлекаются в спор. Я, к примеру, даже не ожидала, что абсолютно весь класс будет обсуждать «Горе от ума». С одной стороны, текст по времени далёкий, форма необычная, но в обсуждение с точки зрения сюжета были вовлечены все, потому что речь в книге идёт о жизни, а о ней все любят поговорить».

Гаджеты уже изменили нашу модель чтения - они приучили воспринимать страницу не целиком, правая часть её оказывается в слепой зоне. Некоторые и вовсе книги больше не читают, а слушают. Что же будет, если учителю литературы сказать: «Я послушал Гоголя»?

«Такие случаи в моей практике бывали, - говорит Полина Пятакова. - Похвалю, но скажу, что есть вещи, которые на слух воспринимать сложно, поэтому какие-то фрагменты надо прочитать».

Когда каждый день входишь в класс, надо понимать, что любое твоё слово может отразиться на будущем детей.

По словам учителя, современные деятели культуры тоже делают многое, чтобы привлечь детей к чтению классики. Например, в этом году русские рэперы выпустили два альбома посвящений (трибьют) - Анне Ахматовой и Осипу Мандельштаму. Тексты рэперов Oxxxymiron и Noize MC Полина Пятакова предлагает детям при изучении русской литературы XXI века.

«Произведения рокеров и рэперов помогают выстраивать для детей мостики между современной и классической культурой, - объясняет учитель. - Причём перед курсом мы разговариваем с ребятами, кого бы они хотели обсудить. Если слышу новые для себя имена, оцениваю, несут ли они какую-либо литературную ценность. Причём в разговоре о культуре обращаемся не только к литературе - например, рассматриваем творчество художника Покраса Лампаса, который сейчас рисует, цитируя поэзию футуристов. Вот и мостик между современностью и футуризмом».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах