Примерное время чтения: 7 минут
994

Сдавать или бежать из школы? Эксперты – о плюсах и минусах ЕГЭ

«АиФ-Юг» № 26. «АиФ-Юг» № 26 26/06/2019

Основной этап ЕГЭ завершился. Впервые итоговая аттестация в форме тестов прошла в нескольких регионах России 18 лет назад, но дискуссии и споры вокруг этого экзамена не утихают до сих пор. В чём его преимущества, и какие слабые стороны, при помощи специалистов выяснил «АиФ-Юг».

Одинаковые шансы поступить

Систему сдачи ЕГЭ впервые опробовали в России ещё в 2001 году. Тогда эксперимент провели в пяти регионах страны: Республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарской и Ростовской областях. С 2009-го тестирование стало обязательной и единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной для поступления в вузы на всей территории РФ. Однако споры о целесообразности такой системы до сих пор не утихают.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) каждый год проводит опрос россиян. Главное достоинство ЕГЭ, по мнению респондентов, в том, что после него не потребуется проходить вступительные испытания в вузы, а результаты можно подать сразу в несколько университетов. А вот «зубрёжку» при подготовке и отсутствие творчества считают серьёзным недостатком. 54 % опрошенных согласны с тем, что ЕГЭ даёт способным школьникам из разных регионов страны равные шансы на поступление в хорошие вузы. Позицию, что проверка ЕГЭ независимыми экспертами повышает объективность оценки в сравнении с экзаменом в традиционной форме, разделяют 46 % участников опроса, ещё столько же с этим не согласны. Строгий контроль проведения экзаменов с установкой камер видеонаблюдения и запретом на мобильные устройства поддержали 57 % респондентов, против него высказались 34 %.

«Стобалльников» в этом году в Краснодарском крае больше, чем в прошлом.

«Главный и основной плюс ЕГЭ в том, что он объединяет в себе два экзамена в одном: выпускной и вступительный в вуз, - комментирует руководитель Центра оценки качества образования Краснодарского края Игорь Карамов. В течение учебного года в школах края проводится большая информационно-разъяснительная работа, в том числе и с родителями выпускников. Для того чтобы ответить на все вопросы родителям организовывают экскурсии в пунктах проведения экзаменов, показывают, как осуществляется пропуск на экзамен, как ведётся видеонаблюдение, где находится медпункт и т.д. Организовывают специальные акции, например, ЕГЭ с родителями. Главное, чтобы экзамен был объективным, чтобы все ребята были в равных условиях и не допускали нарушения порядка. Ведь несправедливо, если кто-то умудрится достать шпаргалку и получить высокий балл, а другой честно сдаст, надеясь на собственные знания, но «заработает» низкий.

Единый госэкзамен каждый год проходит в штатном режиме, без крупных скандалов, однако инциденты случаются. В очередной раз в Краснодарском крае с экзамена удалили нарушителей. Несколько человек пытались воспользоваться мобильными телефонами или шпаргалками. Те, кто провинился на экзамене по русскому языку и математике, смогут пересдать их этим летом, а для тех, кого вывели с тестирования по профильным предметам, вторая попытка будет предоставлена только в следующем году.

Стресс для семьи

ЕГЭ в этом году на Кубани сдавали больше 25 тысяч человек. Результаты уже есть по нескольким дисциплинам. Результаты в целом лучше, чем в прошлом. Меньше «двоечников», т.е. не преодолевших минимальный порог. В частности по географии, литературе, истории, химии и профильной математике. Хорошо в этот раз сдали географию, литературу, профильную математику, историю и химию, обществознание. По ним больше высокобалльников, т.е. набравших свыше 85 баллов, чем год назад. «Стобальников» в этом году тоже больше, чем в прошлом.

«Это говорит о том, что уровень подготовки наших выпускников растёт, ребята серьёзно подходят к обучению, нацелены на то, чтобы получить высокий балл и поступить в желаемый вуз», - сказал Игорь Карамов.

ЕГЭ действительно для многих семей серьёзное испытание.

«Для нас, родителей, это огромный стресс. Мы его (ЕГЭ) не знаем и не понимаем. Сын - выпускник. Естественно, мы очень переживали за ребёнка. И он признался, что еле справился с тревожностью. В нашем классе девочка со средними оценками «четыре» и «пять» ЕГЭ написала плохо, потому что просто переволновалась», - рассказывает краснодарка Елена Кураева.

Отец одиннадцатиклассника Олег Ходев два года назад сам сдавал ЕГЭ по русскому языку.

«Решил попробовать свои силы, заодно и понять, что ждёт моего ребёнка, - рассказывает он. - Правила не учил, не повторял, но я 35 лет в журналистике. Пройдя это испытание, понял, нужно иметь две-три заготовки для третьей части тестирования - сочинения. Подобрать несколько эпитетов, заучить четверостишия, найти высказывания о поэтах, дружбе, Родине. Всё пригодится. Сыну сказал: «Не надейся что-то списать! Только учить и готовиться». Он стал ходить к репетиторам. Написал тестирование хорошо. Русский язык - на 75 баллов, математику - на 63, физику - на 55. Ждём результаты по информатике. Сын будет поступать в военное училище в Санкт-Петербурге, баллы у него выше проходного, но ещё нужно сдать физподготовку».

«Не гоните из школы»

В том, что сдать хорошо ЕГЭ без дополнительной подготовки нереально, убеждена и жительница Новороссийска Татьяна Жукова. Её сын в прошлом году писал тесты, получил хорошие оценки и поступил в университет.

«Ребёнок учился слабовато, всё время уходило на занятия спортом - он кандидат в мастера по дзюдо и самбо, - говорит она. - После девятого класса были мысли уйти из школы, потому что переживали, что не осилит ЕГЭ. Но отпускать во «взрослую жизнь» в 15 лет ещё страшнее. Всё-таки школа - залог стабильности, дисциплины».

Действительно, нельзя не отметить, что из-за ЕГЭ резко усилился отток учащихся после девятого класса.

«Много учеников отсеиваются, что неразумно, - говорит заслуженный учитель РФ Лидия Арефина из станицы Новомышастовской. - Уходят не только педагогически запущенные дети, но зачастую и те, кто мог бы войти в будущую техническую и интеллектуальную элиту страны. Страх перед экзаменационными трудностями гонит учеников из школы. Это проблема.

Если городские ребята продолжают образование в колледже или училище, оставаясь в семье, то у селян совсем другая ситуация. Дети в 14-15 лет переезжают в чужой город, где их окружают незнакомые люди. Дальше растут фактически без семьи, а ведь именно в подростковом возрасте её роль не должна ослабевать. Причём, не во всех среднеспециальных учебных заведениях есть общежития, поэтому нельзя не учитывать и материальные трудности селян. Некоторые ребята из нашей станицы ездят каждый день на учёбу в Краснодар: в дороге два часа утром и столько же вечером. Это тяжело физически, времени на подготовку к занятиям совсем не остаётся.

Ученики сами должны принимать осознанное решение, где они будут учиться: в школе или профессиональном учебном заведении.

Обстановка вокруг ЕГЭ нагнетается чересчур негативно, хотя базовые экзамены не так уж сложны. О нём говорят уже в начальной школе, на ученических и родительских собраниях, соревнуются классы, школы, районы. Зачем? Да, собственно, как можно оценивать школу по результатам тестирования, ведь его проходят лишь часть учеников. Или проверять только по обязательным предметам, так как фактически только экзамены по математике и русскому языку соответствуют школьной программе. Остальные содержат базовую часть предмета и профильную. Дополнительные знания дети получают на факультативных занятиях, элективных курсах, у репетиторов, во многом помогает Интернет.

Считаю, нужно запретить всякие конкурсные отборы в десятый класс. Они противоречат закону, конституции. Ученики сами должны принимать осознанное решение, где они будут учиться: в школе или профессиональном учебном заведении. Школа же должна создавать положительную атмосферу, чтобы дети хотели в ней учиться».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах