Говорят, едва ли не каждый читатель мечтает стать писателем. Пишут сегодня многие, особенно в социальных сетях. Авторы есть разные, в том числе и талантливые. Интернет, блоги – отличная площадка для самовыражения. Тем не менее, сетевая популярность часто требует дубля, вещественного подтверждения – бумажной книги. Её можно выпустить за свои деньги - легко. Но это несколько не то. Другое дело - найти «своего» издателя, заинтересовать его. Бросить работу, мешающую писать, зарабатывать литературным трудом. Насколько это реально, вместе с опытными специалистами выяснил «АиФ-Юг».
Библиотека в кармане
О том, почему с заработками у писателей «всё сложно» рассуждает журналист, писатель, автор восьми романов фэнтези, основательница и председатель Краснодарского «Клуба любителей фантастики и фэнтези» Маргарита Епатко.
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Книги делятся по типу носителя: бумажные, электронные, аудио. Какой носитель перспективнее сегодня?
Маргарита Епатко: У меня восемь электронных книг, одна бумажная. По-моему, за электро- и аудиокнигами будущее. Библиотека, которую можно носить в кармане – это уже не мечта, а реальность.
- Можно ли в принципе зарабатывать писательством?
- По идее автор получает процент от продажи книг. Казалось бы, больше читают, больше получаешь. Но тут есть очень серьезная проблема с электронными книгами – пиратство. Не выплата или недоплата даже небольших гонораров за печатные книги тоже реальность. Почитайте писательские форумы. Плюс большая беда с авторским правом. По-хорошему должна существовать нормальная рыночная цепочка: автор, литагент, издательство. Но практически не развит институт литературных агентов. А как он может быть развит, если агент живет с процентов, а гонорары даже у крупных издательств на печатные книги мизерные? Так что заработки можно охарактеризовать распространенным статусом в сети «все сложно». Как найти издателя, заинтересовать его? Вот с этим все не так сложно. У всех издательств есть сайты. Там написаны требования к книгам, принимаемые жанры, контактные данные. Правильно оформляете книгу, пишете синопсис, сопроводительное письмо и отправляете. По моему опыту, отвечают довольно быстро. Если вас устраивают условия сотрудничества, заключаете договор.
- Важна ли самореклама в соцсетях, на ваш взгляд, она притягивает читателей и издателей, или напротив – отталкивает?
- Грамотно организованная реклама всегда работает. Здесь ключевое слово «грамотно».
- В Интернете масса предложений от непонятных редакторов и литераторов, которые обещают научить писать любого человека, буквально с нуля. Это «развод на деньги»?
- Как правило, да. Можно научить правильно складывать слова в предложения практически любого человека. Но, согласитесь, это долгий процесс, а не несколько занятий за безумную цену. Вообще за каждой хорошей книгой стоит, прежде всего, идея и сюжет. Если нечего сказать - книги не будет. Не знаю, насколько этому могут научить на таких курсах.
«Стучитесь к монстрам»
О главном и первом условии успеха автора рассказывает Елена Логунова, писатель, автор свыше 50 произведений, изданных и переизданных ведущими российскими издательствами ЭКСМО, АСТ, ОЛМА, ПИТЕР, РЕЧЬ более чем 150 книгами совокупным тиражом более 850 000 экземпляров. Это иронические детективы, фантастика, книги для детей, нон-фикшн, документалистика и популярная психология. Детские книги издательства KINDERBOOK переведены на английский, польский, китайский и корейские языки. Обладатель звания «Новая звезда иронического детектива» и наград национальной премии «Золотое Перо Руси» - Золотого и Серебряного Пера.
- Елена Ивановна, можно ли зарабатывать писательством?
- Можно. Но писать нужно много и хорошо, чтобы книги часто издавали и переиздавали, тогда «на круг» получается что-то похожее на деньги. Либо надо выдать бестселлер, который будет напечатан огромным тиражом, что сегодня огромная редкость: сейчас нормальный тираж для новой книги четыре-пять тысяч экземпляров, для переиздания – две-три тысячи. У меня в этом году был специальный тираж для сети FixPrice 20 000, так это же просто праздник на писательской улице.
- К вопросу о том, как найти издателя. Ваши слова: «Путь вовсе не тернистый, если действовать грамотно». А как?
- Я могу рассказать порядок действий, потому что всё, что происходит после того, как в рукописи поставлена точка, это технологический процесс. Могу, но не буду. Знаете, почему? Потому что мне надоело рассказывать технологию людям, которые упорно пропускают мимо ушей первое и главное условие: текст должен быть хорошим. Если он плох, никакие грамотные действия не приведут к желаемому результату. Вот если вы написали что-то действительно стоящее, тогда попросить меня поделиться опытом и в самом деле имеет смысл: я за 15 лет себе уже с полдюжины хороших издателей нашла, да и не только себе. Но транслировать информацию, имеющую ценность для талантливых авторов, на широкую аудиторию, где полным-полно графоманов, я не буду: это бесполезно, безответственно и негуманно. Издательства и без того захлебываются бездарным самотёком.
- Зависит ли скорость, успешность продвижения и конечный результат от выбранного писателем жанра?
- Если под конечным результатом понимать долгосрочное сотрудничество с приличным издательством, регулярные выходы новых произведений и аккуратную выплату гонораров, то это все зависит не столько от жанра, сколько от мастерства, трудолюбия и стабильности работы автора. Хотя, разумеется, выбрав откровенно непопулярный или остромодный сиюминутный жанр, писатель лишает себя перспективы авторского долгожительства.
- Тем не менее… Авторам, которые чувствуют в себе потенциал, нужно сразу ориентироваться на столичные издательства? Или в Краснодаре тоже есть варианты?
- Не знаю никаких вариантов в Краснодаре, да и среди столичных издательство полно таких, с которыми не стоит связываться. Всегда советую в первую очередь стучаться к крупным «монстрам».
- Важно ли членство в писательских союзах, объединениях, что это даёт?
- Мне это тоже интересно. Давайте спросим кого-нибудь, кто является членом одного из многочисленных ныне союзов писателей? Я в российских «писсоюзах» не состою, только в небольших объединениях русскоязычных авторов в паре стран Европы и ещё в Австралии. Относительно них могу сказать, что никаких выгод там никогда не искала, поскольку сама выступала в определенном смысле источником той или иной пользы для коллег: работала в жюри международных конкурсов, помогала с публикациями и продвижением мероприятий.
Осталась только вывеска
«В середине семидесятых в центре Краснодара соорудили пафосный Дом книги с площадью торгового зала - 2,6 тысяч квадратных метров, - рассказывает Лариса Новосельская, глава представительства Союза российских писателей по Краснодарскому краю, член координационного совета Союза российских писателей, номинант российской литературной премии им. Белкина. - Надо отдать должное властям: местным пророкам в своём отечестве давали разгуляться: в «Книжной лавке кубанских писателей», которая занимала едва ли не половину этажа нового магазина, продавались произведения Кронида Обойщикова, Вадима Неподобы, Юрия Абдашева, Ивана Бойко...
О современной местной литературе – особый разговор. Производится она регулярно, охотники на неё есть, но магазины её не признают. Огромный, растянувшийся на целый квартал домище по-прежнему украшает старая вывеска. Но львиную долю площади занимают шубы, пальто, часы с боем и без, серебро-злато.
Во-первых, дорого, потому что при тираже в 100 экземпляров любая книжка – золотая. Во-вторых, не умеют с такими книгами работать, в-третьих – Краснодар всё-таки олимпийская, а не литературная провинция, поэтому все встречи писателей с читателями берут на себя библиотеки – заведения, как известно, некоммерческие.
Встречи с читателями, конкурсы, семинары проводят оба Союза писателей в крае. Союзы нужны тем, кто ценит слово, хочет с ним работать, издаваться… Хороших авторов в писательской среде замечают. В издательском бизнесе так происходит не всегда. Обычно прозаики и поэты, раздаривая книги с автографами, удовлетворяют своё самолюбие, но отнюдь не возвращают затраты на издание. Разбогатеть писательским трудом удаётся единицам.