Примерное время чтения: 8 минут
337

«Дважды сбивала машина». Курьеры рассказали о сложностях своей работы

«АиФ-Юг» № 6 07/02/2024 Сюжет Профессии будущего
За год спрос на курьеров вырос на 75%.
За год спрос на курьеров вырос на 75%. / Александр Власенко / АиФ-Юг

За год спрос на курьеров вырос на 75%. По данным крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга, доставщики – одна из самых востребованных специальностей, зарплаты в этом секторе также стремятся вверх. Журналист kuban.aif.ru пообщался с представителями этой профессии и узнал о специфике их работы.

В перерывах между лекциями

За последние три года сервисы доставки совершили огромный эволюционный скачок. Представить современную жизнь без курьеров и раньше было сложно, а во время пандемии коронавируса стало понятно, что города прос­то не могут функционировать без людей в форменных куртках, разносящих и развозящих еду, документы, товары и др. Но и теперь спрос на курьеров не спадает. Так, по исследованиям экспертов, за 2023 год российские работодатели разместили более 386 тысяч вакансий для курьеров ночных, выходного дня, пеших, вело-, автокурьеров на грузовиках и легковушках. Это на 81% больше, чем за 2022 год.

Справка
На Кубани искали более 14 тысяч курьеров в 2023 году, а с начала 2024-го работодатели разместили уже свыше 1,7 тысячи аналогичных вакансий.

Максим Бочарников устроил­ся курьером около года назад. Он студент, развозит заказы в свободное от лекций время. По его словам, за смену можно заработать от 2,5 до 3 тысяч рублей.

«Искал такую подработку, чтобы можно было совмещать ее с учебой, тренировками и другой занятостью, и где не требовался бы профессиональный опыт. Доставка как раз подошла под все мои критерии, – рассказывает парень. – Меня взяли сразу, не было даже стажировки. Развожу заказы в основном на велосипеде, иногда пешком, под конец дня – 10-часовой смены – уже каждая посылка в тягость, а так ничего сложного в работе нет. Ну, если не считать плохую погоду. В сильный дождь, гололед тяжело и опасно. Пару раз попал под ливень, промочил ноги».

Выбирать, куда доставлять посылку, программа не разрешает, но можно отказаться нес­ти то, что распределили по очереди, хотя, если этим зачас­тить, компания может наложить штраф.

«Наказание предусмотрено и за прогул. Слот – так называется промежуток работы, который сам себе выставляю, и вот если в график себя уже занес, но на работу не вышел, применят санкции, – продолжает он. – Но если есть весомая причина пропуска, то через службу поддержки можно объяснить ситуацию и избежать штрафа».

Одним из самых необычных заказов у Максима была 10-килограммовая сумка, под завязку набитая йогуртами.

«Но в целом это рутинная работа, – говорит парень. – Часто бывают приятные бонусы, например, если приведешь трудоустраиваться друга или знакомого, то начислят премию. Еще бывают скидки на продукты до 50% для тех, кто обслуживает много заказов. Что касается клиентов, то подавляющее большинство относится к доставщикам уважительно, но бывают единичные случаи, когда наш труд обесценивают. У меня бывало такое, что привез посылку и 15 минут ждал под дверью, не мог дозвониться до заказчика, а он в это время просто решил прогуляться».

Пешком на 22-й этаж

Владимир Костенко 2,5 года работает курьером в онлайн-магазине с доставкой продуктов. Поначалу также искал подработку к основному виду деятельности, но в итоге с прежнего места уволился и остался только в доставке, оформил самозанятость.

«Здесь можно работать хоть пару часов в день, хоть с утра до 12 ночи развозить заказы, – говорит он. – Когда устроился, была ставка 145 рублей/час, сейчас 280, в непогоду еще 30 рублей сверху могут накинуть. Я развожу заказы на велосипеде, купил себе хороший и еще модернизировал его своими силами. Кто работает на машине, у них тариф 380 рублей/час».

Работа курьером позволяет совмещать учебу и другую занятость.

Владимир рассказал, что выходит несколько дней в неделю, но старается успеть обслужить побольше адресов. Так, в час выполняет в среднем 4 заказа, а его рекорд – 49 заказов за 8 часов.

«Сложности? Конечно, есть, вот недавно пришлось в гололед развозить посылки, – отвечает мужчина. – Два раза меня сбивала машина, в первый – отделался стрессом, во второй – получил травму копчика. Бывало и такое, что приходилось с сумкой весом в 30 кг подниматься пешком на 16-й этаж – лифт в новостройке еще не включили на тот момент. Одному из моих коллег пришлось на 22-й этаж нести несколько десятилитровых бутылок. А еще попадались мошенники. Некоторые клиенты после того, как получали заказ, жаловались в службу поддержки, что посылка не доставлена. Но такие моменты стали фиксироваться с помощью фото и видео. Чаевые иногда перепадают: 10-50 рублей – мелочь, а приятно. Бывало, вмес­то монет меня отблагодарили конфетами и мандаринами. Однажды заказчик предложил мне одежду, потому что увидел, что в своей я промок под дождем».

Общение дороже диплома

Александр Высоков работает курьером на поч­те уже больше десяти лет.

«Когда мне в 18 лет пришла повестка в армию, я воспользовался конституционным правом прохождения альтернативной службы на «гражданке», и меня распределили на почту, а параллельно готовился к поступлению в университет, – рассказывает он. – От организации мне предоставили жилье, имелись заработок и возможность получать образование. Мне нравилось общаться с людьми, было достаточно свободного времени для других дел, поэтому после окончания срока службы решил остаться работать на почте и дальше, а чтобы получать побольше денег, взял еще полставки сортировщика».

Посылки Александр либо разносит пешком, либо развозит на велосипеде или автомобиле.

«Помню, была зима, когда весь город буквально покрылся льдом, выходить на улицу было опасно. Но клиенты ждут свои посылки в любую погоду. Почтальонам тогда выдали ледоступы, и мы разносили заказы в них, одновременно смотря наверх в опаске, что может упасть на голову сосулька. В основном разношу документы, но бывают и посылки тоже. Как-то нес звенящую коробку – трясешь ее, а внутри что-то гремит, будто стеклянное или металлическое», – вспоминает мужчина.

За годы работы Александр сдружился со многими клиентами, с кем-то даже встречается и общается в свободное время, знаком с семьями.

«Опыт общения с людьми разного возраста и сферы дея­тельности пригодился мне в жизни даже больше, чем образование, которое получил в вузе, – продолжает Александр. – А еще преимущество – официальное трудоустройство и соцпакет. Что самое сложное в профессии? Запоминать много информации: адреса, имена, телефоны, названия организаций. Стараюсь все записывать и заранее накидывать план работы и маршрут передвижения. За свою практику приобрел такой навык: могу с точностью до минуты рассчитать, за сколько времени доберусь из точки А до точки Б. Допустим, в 10.34 я отдаю посылку в одном офисе, а в 10.50 знаю, что буду на другом адресе».

Не женское лицо

По данным крупнейшей службы доставки, доля женщин среди курьеров не превышает 8%. Основной стереотип, который тормозит привлечение женщин в профессию, – мнение о том, что она небезопасна. Между тем, 66% представительниц прекрасного пола, которые уже попробовали подработку, опровергают этот стереотип и считают подработку безопасной. Более 69% женщин-курьеров отметили, что близкие поддерживают их выбор.

Среди того малочисленного количества женщин, которые все же работают курьером, согласно результатам исследования, выбирают эту деятельность из-за гибкого графика. Выполнять заказы можно пару часов в день в свободное время, а можно рассматривать курьерство как постоянный источник дохода. Согласно опросу, 37% женщин-курьеров имеют другую работу, 34% – занимаются хозяйством и воспитанием детей, 11% – ищут другую работу параллельно с курьерством, а 9% – студентки. Некоторые опрошенные отметили, что подрабатывают курьером, пока находятся в декретном отпуске, другие – уже вышли на пенсию. Почти половина женщин-курьеров имеют высшее или неоконченное высшее образование».

Дефицитный персонал

Эксперт по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективнос­ти рекрутинговой компании Наталья Данина:

«Необходимо учитывать, что вакансия курьера относится к категории постоянного долгосрочного спроса на массовый персонал и в рамках одной вакансии идет наем не одного сотрудника. В реальности спрос на курьеров может быть гораздо выше. Курьеры относятся к числу дефицитных категорий персонала – сейчас на одну вакансию приходится 2,4 активных резюме соискателей в целом по стране и в Краснодарском крае – 3,2.

Предлагаемая зарплата курь­ерам слабо коррелируется с размером города: около 94 тысяч рублей предлагают в городах с населением более 1 млн человек, примерно 91 тысяча – с населением в полмиллиона и столько же в городах с населением 50–500 тысяч жителей. Средний диапазон заработных плат для курьеров в Краснодарском крае составляет 77-140 тысяч рублей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах