Примерное время чтения: 7 минут
195

Культы древнего города на месте Анапы. Чему поклонялись жители Горгиппии?

Сюжет Живая история Кубани
Культ богини Деметры носил официальный характер, что подтверждается открытием святилища с десятками изображений богини.
Культ богини Деметры носил официальный характер, что подтверждается открытием святилища с десятками изображений богини. grekomania.ru

Всегда любопытно узнать о быте древних людей, как они жили, чему поклонялись, что держали дома. Обо всём этом могут рассказать археологические находки.

Земледельцы и торговцы

Основу экономику Горгиппии в IV-III в. до н.э. составляло зерновое земледелие, имевшее торговую направленность. В подвалах домов в больших количествах обнаружены перегоревшие пшеница и просо. В одном из домов найден широкий садовый нож, пригодный для срезки винограда.

Историк Елена Алексеева в одной из своих работ указывает на обнаруженный во время археологических раскопок черепок, на котором такая надпись: «Садовничий пелекос дай этому мальчику. Когда садовник пришёл помочь по хозяйству, созрели такие культуры: виноградные грозди и овощи». Это деловая записка на сподручном черепке, по мнению учёной, была дана гонцу. Его называют горгиппийским письмом, и оно проливает свет на неясную для исследователей Боспора сферу социально-экономической организации труда. Это письмо якобы свидетельствует о том, что использовали свободный наёмный труд (в данном случае - садовник). При этом статус мальчика непонятен - то ли раб, то ли слуга.

Уже в ранней Горгиппии были популярны культы плодородия. Культ богини Деметры носил официальный характер, что подтверждается открытием святилища с десятками изображений богини. В домах найдены небольшие терракотовые фигурки малоазийской богини плодородия Кибелы.

Боролись и выигрывали

В крупном портовом и торговом городе официальным был и культ Гермеса. В первой половине III века до н.э. здесь ежегодно справляли праздник Гермей, сопровождавшийся агонами (Борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств. В греческой мифологии Агон - персонификация состязаний. Его статуя, изображающая мужчину с гантелями в руках, находилась в Олимпии, - прим. ред.). Так, регистр победителей в состязаниях по четырём номинациям сохранил 226 имён, а список вели не менее 50 лет.

В первой половине III века до н.э. здесь ежегодно справляли праздник Гермей.

Денежный рынок города наполняли серебряные и медные монеты, а во второй половине IV века до н.э. он функционировал в полную силу. Кстати, типы боспорских монет в Горгиппии представлены большим разнообразием, чем в других городах царства. Наиболее ранними иноземными монетами, найденными в античном городе, являются медные монеты V-IV века до н.э. города Византия и Филиппа II Македонского (359-336 гг. до н.э.). А в III веке до н.э. в Горгиппии произошли изменения в денежном обращении, что наблюдается и в других городах Боспорского царства. Кризис денежного обращения выразился в отсутствии золотого и серебряного чекана Пантикапея и обилия меди. Среди монет первой половины III века до н.э. из Горгиппии со следами перечеканки встречена даже монета, чеканенная трижды!

Каждый город имел монету

Монеты Боспорского царства - монеты, которые чеканились на территориях, входящих в состав этого государства. Города, находящиеся под экономическим влиянием Боспора, занимались чеканкой своих монет лишь эпизодически, некоторые из них ограничивались лишь кратковременными выпусками своей монеты. В первой четверти V века до н. э. начинает чеканить свою монету город Мирмекий, однако выпуск монет в нём прекращается с началом выпуска монет в Нимфее, Фанагории, Феодосии. Во II веке до н. э. в связи с экономическим упадком в Боспорском царстве происходит постепенная порча металла монет, их вес падает, как и уменьшается количество золота в их составе, а оформление грубеет.

Лев в фас без профиля

Историки считают, что первые монеты Пантикапея использовались преимущественно для покупки зерна у скифов, которое массово поставлялось в Грецию.

Чеканка монет в Пантикапее началась в VI в до н. э. Вначале чеканились серебряные монеты и самым большим их номиналом была драхма. Исследователи делают такие выводы на основании данных фактуры и стиля. На этих монетах отсутствовали сложные элементы дизайна. На лицевой стороне изображалась львиная голова, оборотная сторона часто была без изображения, представляя собой вдавленный квадрат неправильного контура. Голова льва в фас на монетах Пантикапея продолжала чеканиться больше столетия. За это время само изображение льва эволюционировало и совершенствовалось, становилось более художественным. Оборотная сторона монеты со временем приобрела форму правильного квадрата, разбитого на четыре квадратных участка с точками. Из точек составлялся рисунок, напоминающий крылья ветряной мельницы. В конечном итоге на монете появилось изображение восьмиконечной звезды, украшающее оборотную сторону. Существовали маленькие монетки - тетартемории и гемитетартемории, на лицевой стороне которых изображался муравей. Эти монеты находили в Керчи и её окрестностях во время раскопок.. Известна серия пантикапейских монет, на оборотной стороне которых изображена голова барана. Ещё одна группа монет с головой льва, занимающей всё поле, с ушами, которые особо не выделяются, и густой гривой, которая плотно прилегает к голове. На обороте изображена голова барана. Также присутствуют добавочные символы: осётр, звезда. Установить даты, когда чеканились эти монеты, можно только предположительно. Известны ещё две отчеканенные серии серебряных монет с головой сатира. В начале второй четверти IV века в Пантикапее возникает золотая чеканка.

Вся фигура вместо головы

Монеты Пантикапея в период IV-II век до н. э., как и прежде, носят название только города. Позже появляются монеты с именем архонта и царя. Типы монет начинают меняться. Вместо головы зверя  теперь появляется его целая фигура, которая размещена на оборотной стороне монеты. На лицевой стороне изображается голова божества с козлиными ушами - Пана или голова сатира.

Некоторые исследователи считают, что изображалось фракийское божество, подобное Дионису. Божество с козлиными ушами появляется одновременно на различных номиналах серии монет то с бородой, то без бороды. В 40-х - 30-х годах IV века до н. э. на монетах это божество появляется уже с венком из плюща. В обозначенный период впервые начинают чеканиться медные монеты, выпуск которых ведётся беспрерывно. Примерно через двадцать лет после этого началась чеканка золотых статеров. В течение IV века в Пантикапее чеканятся золотые, серебряные и медные монеты.

Группа монет с головой сатира включает в себя серебряные монеты в диобол, обол, гемиобол, два номинала медных монет. Первые медные пантикапейские монеты были небольших размеров. Со временем их размер увеличился, при этом сократилась чеканка мелких номиналов серебра, например, обола.

Пантикапейские статеры обладали значительным весом - 9,09 г. Есть несколько известных статеров весом 8,55 г, все они относятся к одному выпуску. Статеры, которые выпускались в более ранний период, имеют сильно углубленную оборотную сторону и более высокий рельеф обеих сторон. На оборотной стороне был изображён хлебный колос, который, по-видимому, символизировал торговлю хлебом. Колос был горизонтально расположен в нижней части поля, использован в качестве подножия для фигуры грифона с львиной головой.

Медные монеты были представлены пятью номиналами, самый крупный - с головой сатира. Средний вес самого крупного номинала - 7,1 г, самого маленького - 0,6 г.

На оборотной стороне медных монет конца IV века редко встречается изображение головы быка. Более распространены голова льва и осётр на монетах средней величины.

В первой половине III века до н. э. в денежном обращении была значительная часть медных монет, которые быстро обесценивались..

Выпускались пантикапейские маленькие медные монеты, на лицевой стороне которых была изображена голова быка, на обороте - плуг с колосом.

В этот период выпускались медные и серебряные монеты с головой Аполлона на лицевой стороне. Стали чеканиться группы монет, на лицевой стороне которых изображены головы Посейдона, Зевса, Афины. Во II веке до н. э. в основном чеканились драхмы с изображением Аполлона. Начиная с III века, Боспор постепенно приходит в упадок.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Собираетесь ли вы снова вакцинироваться?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах