В первый день после снятия карантина краснодарцы принялись штурмовать торговые центры. Очереди были на входе в здания, настоящие пробки из людей в некоторые отделы с одеждой. Социальные сети пестрили видеороликами и фото с места. «АиФ-Юг» выяснил у экспертов, насколько ожидаемо было подобное явление.
Пробки в магазинах
«Мы с дочкой поехали за обновками пораньше с утра. Ей уже малы прошлогодние шорты, футболки, платья, - рассказывает краснодарка Ольга Никульшина. - Прямо на входе всем обрабатывают руки антисептиком, бесплатно раздают одноразовые маски, правда почти никто их в магазине не носит. Покупателей очень много, кассиры еле успевали их обслуживать. Некоторые организовали реверсивное движение - не запускали следующего клиента, пока не выйдет предыдущий. И следили строго за социальным дистанцированием. Большинство же пускали всех подряд. Зоны развлечений и фуд-корты были закрыты, но с улицы в некоторых кафе быстрого питания можно было купить еду навынос».
«Походы по магазинам - это еще и развлечение для многих людей. Тем более сейчас, когда кино, театры еще закрыты, нет возможности посетить шоу или другие подобные места. После этого всплеска будет затишье, - комментирует маркетинговый консультант Азамат Исянчурин. - Потом в торговые центры придёт та же целевая аудитория, что ходила и раньше, только ее платежеспособность значительно снизится. По прогнозу, доля брендов, которые закроют свои магазины в ТЦ, составит 15-20%. Часть из них перейдет в онлайн-формат. Порядка 15 % магазинов нужно будет внедрять новые сервисы. Например, привлекать фитнес, МФЦ, пункты самовывоза товаров и киберспортивные зоны. Будет правильным принять во внимание диджитализацию посетителей, их массовый уход в онлайн. Например, торговый центр в Лондоне решил перенести модель онлайн-маркетплейса в ТЦ и создать онлайн-платформу для всех арендаторов. Посетитель может собрать себе корзину из товаров от всех ритейлеров, а получить покупку на парковке объекта. Этот блестящий пример приняли во внимание и российские девелоперы. Важна коммуникация с аудиторией через социальные сети, мессенджеры».
Люди хотят отдыхать
Кто-то решил вместо шопинга отправиться на море, хотя погода пляжному отдыху в минувшие выходные не располагала.
«Людей на побережье прибавляется. Хотя дороги к морю все еще пустые и на набережных свободно, - рассказывает краснодарка Наталья Приходько. - Каждые выходные езжу в Анапу к родителям».
Помимо летних кафе и веранд можно посетить музеи и выставочные комплексы. Например, «Атамань» работает в парковом режиме. Это значит, что временно не будут проводиться мастер-классы, а также закрыты точки общественного питания. Кроме того, в таком режиме к посещению доступны не все хаты выставочного комплекса.
«Спрос пока невелик, но и туристов в городе ещё не много. Экскурсии проводим по предварительной записи группами не более пяти человек. Если пришли семеро, разделяем на двух экскурсоводов и разводим по территории, чтобы не было встречных потоков. При себе посетителям нужно иметь маску. Детям можно приходить с родителями. Организованные туристические группы пока под запретом», - рассказала директор Анапского археологического музея Ксения Елец.
Малочисленность отдыхающих - временное явление.
«Люди хотят отдыхать. Те, кто привык ездить в отпуск за рубеж, ждут открытия границ. Они весь карантин звонили и спрашивали, когда можно будет полететь в Турцию или Испанию, -комментирует руководитель отдела продаж туристического агентства Ольга Устьянова. - Отели нашего побережья тоже пользуются большим спросом. Интересуются гостиницами на разный бюджет. После пандемии у многих финансовые трудности. Подбирают, например, отдых на три дня семьей в 15 тысяч рублей. Находим и такие варианты. Ехать никто особо не боится. Ограничения Роспотребнадзора тоже мало кого пугают. Люди готовы их соблюдать».