Примерное время чтения: 6 минут
2325

Эмиграция в «тёплую Сибирь». Как поляки селились на Кубани

Поляки, несмотря на относительную малочисленность, сумели внести полновесный вклад в жизнь Кубани.
Поляки, несмотря на относительную малочисленность, сумели внести полновесный вклад в жизнь Кубани. pixabay.com

На Кубани в мире и согласии проживают более 120 национальностей. У каждого народа свои обычаи, традиции, история. В середине ХIХ века количество поляков в Краснодарском крае насчитывалось в 24 тысячи человек. С тех пор польские династии ассимилировали с казачеством, иными местными нациями и народностями, но их генеалогические корни всё равно польские. О том, как появились поляки на Кубани, «АиФ-Юг» рассказывает кандидат исторических наук, автор исторических очерков о судьбах польского населения на Северо-Западном Кавказе Александр Селицкий.

Торговали, учили, лечили

Поляки постоянно присутствуют на Кубани со времени её освоения черноморскими казаками, переселявшимися из земель, входивших прежде в состав Польского королевства. После третьего раздела Речи Посполитой и по итогам войн с Наполеоном подавляющая часть польских земель оказалась в составе Российской империи. Это вскоре привело к заметному притоку поляков на Кавказ - «тёплую Сибирь». Они были сосланны за участие в наполеоновском походе на Москву, освободительных восстаниях и призванны по рекрутской повинности. Многие служили в рядах Отдельного Кавказского корпуса. Кроме того, значительное число польских дворян и чиновников, составлявших к концу XIX в. до четверти польского населения Кубани, прибыли сюда добровольно или по службе.

Поляки занимались ремёслами, торговлей, служили инженерами, учителями, врачами, ветеринарами, юристами, архитекторами, чиновниками, были известными в регионе промышленниками, основывали курорты и нефтепромыслы, строили мосты и железные дороги. Поселялись они преимущественно в городах. Исключением можно назвать только селение Раздольное (ныне в черте Большого Сочи) и станицу Темнолесскую в Апшеронском районе. Это связано с тем, что поляки практически не участвовали в земледельческой колонизации.

Польская шляхта с её культом свободы, представлениями о равенстве членов одной корпорации, особым военно-рыцарским этносом, опытом самоорганизации и самоуправления была примером для подражания.

Особенно заметные притоки поляков на Северо-Западный Кавказ были вызваны двумя мировыми войнами. Будучи довольно немногочисленной этнической группой населения Кубани, в период советской власти они испытали настоящую демографическую катастрофу, связанную как со сталинскими репрессиями, так и с потерей религиозной, культурной и языковой идентичности. Тем не менее, польская этническая общность на Кубани, пережив сложные этапы своей истории, сумела не поддаться полной ассимиляции в регионе, сохранить самобытность.

Потомки древних сарматов

Культурные и экономические связи Польши с Кавказом начались ещё в средние века. Своеобразную роль в этом процессе играли армянские купцы, которые регулярно доставляли товары и новости из одного края в другой.

К Кубани и Северному Кавказу у польской шляхты сложилось особое отношение. Это было связано с господствовавшей в XVI–XVIII веках в шляхетской среде идеологией «сарматизма». В соответствии с этим учением польские шляхтичи считали, что они являются потомками древних сарматов, в прошлом населявших причерноморские земли, в том числе и Кубань. Идеи «сарматизма» вызвали стремление некоторых польских аристократов колонизировать Причерноморье. В XVIII–XIX веках ряд польских путешественников отправились на «Родину предков». Наиболее известными стали этногеографические зарисовки историка, археолога и писателя Яна Потоцкого, в 1797-1798 годах побывавшего на Кавказской линии от Кизляра до Тамани.

Черноморское казачье войско было создано в 1787 году. Осознавая всю стратегическую важность присутствия казаков на южных рубежах империи, власти постоянно стремились увеличить количественный состав войска. Предписывалось зачислять в Черноморское казачье войско представителей различных социальных групп, в том числе выходцев из польских земель. Например, 27 мая 1790 года Григорий Потёмкин подписал ордер о включении в войско «работников из Малой России и Польши», а 22 августа 1799 года император Павел I распорядился усилить состав войска «бродягами из Малороссийских, Польских и бывшего Запорожья людей». В 1787-1788 гг. наблюдался массовый приток польских шляхтичей. Такое же было в 1793 году после второго раздела Речи Посполитой.

Польская шляхта с её культом свободы, представлениями о равенстве членов одной корпорации, особым военно-рыцарским этносом, опытом самоорганизации и самоуправления была примером для подражания. Многое из названного нашло затем своё отражение и в казачьей идеологии, устройстве войска, образе жизни.

Любопытно, что поляки попадали на Кубань и в качестве казаков, и как православные священники. Также в списке послушников Екатерино-Лебяжской Черноморской Николаевской пустыни на 1800 год значится шесть поляков.

Женились на казачках

Не все потомки польских родов меняли родовое имя на казачье прозвище. Примером служат фамилии Бойчевский, Вербицкий, Виташевский, Гардовский, Добровольский, Крижановский, Новицкий, Планкевич, Рахмановский, Сарниций и другие.

О вероисповедании казаков из поляков в источниках информации нет. Предположительно, что выбор веры был личным делом вновь поступивших. Как известно, в Российской империи католики могли сохранять своё вероисповедание даже на службе у православного государя, тем более, что правительство в конце XVIII - начале XIX в. стремилось интегрировать поляков в организм империи, чтобы они не чувствовали дискомфорта в новом государстве и не страдали от потери их родиной независимости. Скорее всего, в большинстве своём поступившие в казаки католики-поляки меняли вероисповедание, вступали в браки с казачьими дочерями и старались интегрироваться в преобладающую казачью массу, делая карьеру. Но возможны и случаи сохранения веры предков в семье, тем более, если новые казаки из поляков привозили с собой жён-полек.

Память о польских корнях могла постепенно стираться или уже не быть такой значимой, как раньше. Поляки-казаки прочно интегрировались в войсковую структуру. Сообщения о поляках в рядах Черноморского казачьего войска становятся всё более эпизодическими. Только с преобразованием войска, которое в 1860 году вошло в состав вновь образованного Кубанского казачьего войска, в его рядах вновь появляется множество польских фамилий и приверженцев католицизма.

Имена на века

Многие исследователи признают, что поляки, несмотря на относительную малочисленность, сумели внести свой особенный полновесный вклад в экономическую, культурную и научно-просветительскую жизнь Кубани.

Потомки гордятся такими известными личностями, как Владимир Будзинский - основатель курорта Анапы; Виктор Подгурский, построивший первую в Мацесте водолечебницу; Мечислав Рымашевский - основатель горячеключевского курорта. Поляки-генералы: легендарный наказной атаман Кавказского линейного казачьего войска генерал-майора Феликс Круковский; основатель Майкопской крепости генерал от инфантерии Викентий Козловский; командир Кубанской пластунской бригады генерал-майора Станислава Окулич.

Оставивших след в истории Кубани поляков немало. Например, известный учёный, проводивший топографическую съёмку всего Кавказа, генерал-лейтенант Юзефа Ходзько; проектировщик и строитель в Новороссийске первой в России электростанции трёхфазного переменного тока Александр Щенснович. Только благодаря деятельности профессора Ромуальда Войцика, сумевшего приобрести почти пятьсот экспонатов огромной художественной и исторической ценности, Краснодарская художественная галерея имени Ф.А. Коваленко превратилась из провинциальной коллекции в музей общегосударственного значения. Большой вклад в развитие врачебного дела внёс профессор-офтальмолог Станислав Очаповский, до сих пор остающийся знаковой фигурой не только для кубанских, но и российских медиков. Спортивную славу Кубани высоко поднял двукратный чемпион Советского Союза и двукратный чемпион России, победитель мировых шахматных олимпиад, международный гроссмейстер Виталий Цешковский. Или вспомним видного общественного деятеля и педагога Владимира Пташинского, чьё имя как основателя носит сегодня Краснодарская детская художественная школа. Таких славных польских имён, оставивших видный след в истории Кубани, назвать можно много.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах