Примерное время чтения: 7 минут
1635

«Провал случился в 1990-е». Учитель истории о том, что дети знают о войне

«АиФ-Юг» № 18 05/05/2021 Сюжет Война глазами детей
Вячеслав не только преподает историю, но и занимается поиском погибших  солдат.
Вячеслав не только преподает историю, но и занимается поиском погибших солдат. / Вячеслав Цукманов / Из личного архива

Вячеслав Цукманов преподаёт историю в краснодарской гимназии № 69, а в свободное время занимается поисковой работой - вместе с коллегами ищет останки погибших во время войны бойцов, устанавливает их имена, судьбы. О том, интересуются ли современные школьники Великой Отечественной, как прикосновение к артефактам тех времён меняет сознание детей и почему в 1990-х годах произошёл провал в патриотическом воспитании, учитель рассказал «АиФ-Юг».

Главное - люди

Вячеслав Цукманов с раннего детства интересовался историей вообще и Великой Отечественной, в частности.

«Родители всегда с трепетом относились ко Дню Победы, в семье всегда читали исторические, приключенческие книги, - вспоминает преподаватель. - Конечно, это привлекало и меня - с начальной школы начал интересоваться историей, понимал, что от её изучения получаю удовольствие. Больше остальных интересовала тема Великой Отечественной - в пятом-седьмом классе прочитал очень много произведений наших писателей-фронтовиков: Бориса Васильева, Константина Симонова, Василя Быкова, Юрия Бондарева и т.д».

После школы Вячеслав Цукманов отучился в Краснодарском университете культуры на кафедре истории, культурологии и музееведения. И хоть во время учёбы часто ездил в археологические экспедиции, но о поисковой работе и не помышлял. Начал искать останки погибших солдат и пытаться узнавать их судьбу в 2009 году, когда уже работал в школе.

«Летний отпуск у педагогов большой, а я его люблю проводить активно - туристические походы, лес, - рассказывает Вячеслав. - Плюс ещё опыт археологических раскопок имеется. Зная это, знакомые позвали в поисковую экспедицию. Я поехал, попробовал - понравилось, и с тех пор занимаюсь. Ищем наших солдат с краеведческим поисковым отрядом «Поиск» из кубанской станицы Васюринской».

Досье
Вячеслав Александрович Цукманов родился в 1983 году в станице Старокорсунской. Учитель истории, член поисковой группы «Обелиск» краеведческого отряда «Поиск». Окончил Краснодарской государственный университет культуры и искусств, во время учёбы участвовал в археологических экспедициях. Награждён знаком «За отличие в поисковом движении» III степени. Поисковой работой занимается с 2009 года, за это время нашёл информацию о шестистах с лишним уроженцах ст. Старокорсунской, погибших и пропавших на фронтах Великой Отечественной, а также сведения о подвигах четырёхсот станичников.

Найти именного

Вспоминая о первых впечатлениях от поисковой работы, учитель истории рассказывает о принципиальной разнице от археологических раскопок.

«В археологии, в зависимости от культурного слоя, надо копать метр, полтора, два, - говорит он. - А здесь артефакты, вот они, прямо под ногами - листву поднял, а под ней гильзы, осколки. Это, конечно, впечатлило. А со временем пришло осознание, что железо войны - ерунда, особого значения не имеет. Главная цель поиска – люди».

Но, к сожалению, поисковикам редко удаётся установить имя человека, которому принадлежали найденные останки. Получается узнать бойца в среднем в двух случаях из 100.

«Дело в том, что с 1942 года так называемые смертельные медальоны наше военное руководство заменило на красноармейскую книжку, - объясняет Вячеслав Цукманов. - А это ведь бумага, которая за десятилетия в земле портится: истлевает, промокает, сгорает. Найти именного бойца обычно удаётся по медальону, если человек всё-таки сохранил его, либо по какой-либо вещи с надписью: ложке, котелку, портсигару, бритве, бляшке ремня. Чаще всего имя-фамилию царапали на ложке, котелке либо портсигаре».

Любая поисковая работа, по словам педагога, начинается в архивах - перед тем как поехать на место, надо многое прочитать, перелопатить массу информации: какие части и где стояли, где находились окопы, траншеи, оборонительные линии.

«Для поисковой работы подходит портал «Память народа» - там можно найти и распечатать исторические документы, карты, схемы, журналы боевых действий, - продолжает он. - Правда, карты того времени и современные отличаются, координаты порой разнятся на 100-200 метров - и с этим приходится разбираться на месте».

Другое поколение

Те, кому сейчас 35-45 лет, пожалуй, последнее поколение, которое было знакомо с фронтовиками. Для них это родные бабушки и дедушки, с которыми вместе смотрели великий фильмы о войне: «Они сражались за Родину», «В бой идут одни «старики», «А зори здесь тихие» и т.д. Большинство нынешних школьников не застали в живых своих прадедов, воевавших на фронтах. Да и фильмы они смотрят другие.

«Современные дети, к сожалению, меньше нашего поколения знают о войне, - считает Вячеслав Цукманов. - Причину, пожалуй, стоит искать в 1990-х годах - то десятилетие было провалом в патриотическом воспитании. И родители, которые сейчас приводят детей в школу, выросли как раз в те годы. Поэтому они и сами в большинстве своём слабо знают историю Великой Отечественной, и детям, соответственно, ничего рассказать не могут. Хотя есть ребята, которые интересуются историей войны, своих предков. Бывает, подходят после уроков и спрашивают: как и где узнать о прабабушках и прадедушках. В общем, есть на кого опереться».

По словам учителя, интерес к истории Великой Отечественной часто появляется у ребят после осознания масштаба трагедии - когда дети понимают, что на поляне в кровавом бою погибли сотни, а то и тысячи солдат. И таких мест множество. Появляется интерес к войне и после поездок в другие города. Возвращаясь из Москвы, Волгограда, Санкт-Петербурга или Бреста, где дети своими глазами видели последствия боёв, они хотят узнать больше. Сейчас историю Великой Отечественной войны в школе изучают в десятом и одиннадцатом классах.

«Как рассказывать о тех событиях, как их преподнести  каждый учитель решает сам, - рассказывает Вячеслав Цукманов. - Я, например, опираюсь на жизненные примеры, в том числе из своей поисковой работы - рассказываю, как воевали, как строили оборонительные сооружения, насколько это всё было тяжело для людей. Плюс различные мультимедийные устройства позволяют показывать документальные фильмы и таким образом привить интерес к теме».

Как цепляет тема?

Но даже лучший документальный или художественный фильм не даст такого чувства прикосновения к событиям военных лет, как поход по боевым местам.

«Мы со школьниками ходим в туристические походы по краю, - продолжает учитель. - А земля у нас такая - куда ни направься, везде шла война. Я всегда стараюсь найти и показать какую-нибудь мелочь, примету того времени: гильзу, осколок. И тогда видно, что ребят, которые прикоснулись, пусть через многие годы, к реальным артефактам войны, взгляды меняются радикально. Это становится заметно и по поведению - если встретим в горах памятник бойцам, то они сами, без всякого напоминания или команды, начинают приводить его в порядок. Когда вечером сидим у костра - а в лесу пойти больше некуда, интернета тоже нет - спрашивают о войне, просят рассказать. Видно, что тема зацепила».

По возвращении из таких походов дети меняются. Как говорит Вячеслав Цукманов, происходит естественный отбор. Те, кому история Великой Отечественной неинтересна, больше никуда не ходят. Другие, наоборот, начинают заниматься, участвуют в патриотических акциях, изучают истории своих семей, готовят доклады для младших школьников.

Сейчас существуют онлайн-инструменты, которые помогают искать информацию о предках, участвовавших в Великой Отечественной: порталы «Подвиг народа», «Память народа», ОБД «Мемориал». Для некоторых учеников сведения о прабабушках и прадедушках становятся своеобразными открытиями.

Имена и фамилии бойцы чаще всего царапали на ложках, котелках и портсигарах.

«Как раз в прошлом году Министерство обороны РФ обновило информацию на этих сайтах, добавило новые сведения, - рассказывает Вячеслав Цукманов. - Я знал об этом и предложил ученику, который искал новые сведения о прадедушке, проверить его по базе ещё раз. И мальчик нашёл фотографию своего дедушки того времени, о которой не знали в семье. Такое открытие. На портале «Память народа» можно узнать не только чем были награждены, но и за что именно получали ордена и медали солдаты. И дети, когда читают о героических поступках своих предков, удивляются: «Как такое вообще возможно?!» Ведь многие подвиги действительно на грани человеческих возможностей - и это в жизни, а не в голливудском кино».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах