Сейчас, в период всеобщей самоизоляции, самое время навести полный порядок в квартире. Как расположить необходимые вещи так, чтобы они всегда были под рукой? Реально ли тратить на бытовые вопросы минимум времени и усилий? Можно ли уместить всё нужное в небольшом пространстве? О том, на какие вопросы надо честно ответить перед наведением порядка и почему не стоит забивать шкаф до отказа, «АиФ-Юг» рассказала организатор пространства Мария Михайленко.
В чём суть профессии?
Мария Михайленко вспоминает, что всегда любила рационализировать своё жизненное пространство, наводить порядок, раскладывать вещи по местам. Подруги, которым она помогала с этим делом, скидывали ей ссылки на иностранных гуру со словами: «Маш, ты тоже так сможешь». Потом были лекции, книги об организации пространства – в том числе известной Мари Кондо (Мари Кондо - знаменитый консультант по наведению порядка и автор книг об организации домашнего быта. «Уборка с Мари Кондо» - популярное шоу на Netflix, основанное на методе КонМари, который японка описала в своей книге «Магическая уборка»).
«Многое в голове встало на место после практики Джулии Моргенстерн «Организация изнутри наружу» (Джулия Моргенстерн - американский специалист по планированию и организации времени, работает с крупными корпорациями, в том числе American Express, Sony Music и Microsoft - прим. ред.), - вспоминает Мария. – Как раз в это время на основной работе произошёл двухмесячный простой, и за это время я месяц занималась своей квартирой – выгребла кучу барахла, многое поменяла, по-другому организовала зоны. И удивилась: стало гораздо больше света, места, пространства. А ещё нашла массу забытых вещей, вспомнила старые планы, дошила, наконец, ковёр, который не могла закончить несколько лет. И поняла, что теперь могу что-то предложить другим».
Организатор пространства – профессия для России новая, хотя в США и Европе давно пользуется популярностью. Мария признаёт, что делает только первые шаги на этом пути, но количество клиентов растёт. И все они разные – молодёжь легче расстаётся с ненужными вещами, взрослые – тяжелее.
«Всё-таки, выросли мы в разных странах, и разные усилия прикладывали, чтобы получить те же ковры или чешские стенки», - замечает она.
Чаще всего, конечно, порядком в доме озабочены женщины.
«Мужчины обычно и так отстранены от быта, не понимают трудностей его ведения, - улыбается Мария. – Наверное, думают, что приходят эльфы и всё делают».
При этом, по её словам, сильный пол практически всегда уверен, что завалы ненужных вещей создают жёны и дети.
«Когда же начинаешь разбирать шкаф, оказывается, что мужская куча не меньше женской», - продолжает она.
Разобрать и разобраться
Далеко не все понимают суть профессии – это же не клининговая служба, которая сама наведёт порядок. Так чем же всё-таки занимается организатор пространства?
«Помогает устроить жизнь так, чтобы бытовые вопросы отнимали минимум усилий и времени, - объясняет Мария. – Обычная уборка и работа с организатором пространства – это как просто умыться и сделать пилинг, девушки точно поймут разницу. Простые и доступные всем принципы позволяют превратить домашние обязанности в небольшие приятные дела, сократить время на поиски нужных вещей. А когда начинаешь расчищать жизненное пространство и обустраивать его удобным для тебя образом, то получаешь ответы на многие важные вопросы: чем ты действительно хочешь заниматься в жизни, а чем – нет. Чем хочешь владеть. Что тебе по-настоящему важно. Всё это даёт человеку возможность для более глубоких изменений в жизни. А выглядит просто – я задаю вопросы и навожу порядок вместе с клиентом».
«И тут нужно честно ответить себе на вопросы: «Нужна ли она тебе? Радует ли? Если нужна, то какую функцию она выполняет?», – объясняет Мария, вспоминая тарелочку в доме клиентки, которую после дотошных расспросов поместили в игрушки – потому что в неё любили играть дети.
«Ещё одна особенность - в душе я сама коллекционер, а для организатора пространства главное – расхламление, а не собирательство. Для меня это своеобразный вызов - люблю оформлять коллекции, чтобы человек сохранил то, что ему ценно, научился отделять вещи, по-настоящему греющие душу, от тех, которые хранит для галочки в воображаемом формуляре. Любой предмет должен не лежать забытым в дальнем углу, а использоваться либо покидать жизненное пространство. Ведь оно нужно не для хранения чего-то, а для того, чтобы мы в нём трудились, развивались, чувствовали себя счастливыми. Жили, одним словом».
Странно слышать от живущей в трёхкомнатной квартире пары о нехватке места.
Честность перед собой, по словам Марии, основа организации пространства, не должна превращаться в погоню за идеалом.
«Это одно, максимум, двухразовая акция, - объясняет она. – Потом порядок только поддерживают. Я всегда вначале спрашиваю, сколько времени вы готовы на это тратить. Самый частый ответ – 15-30 минут в день. И этого, при правильной организации, хватает».
У беспорядка, говорит Мария, бывают разные причины. Технические – когда вещи хранятся неправильно, неудобно, не на своих местах. И поэтому человеку легче не доставать их либо, напротив, не класть на место. Внешние – размеры квартиры или усталость хозяйки/хозяина.
«Но странно слышать от живущей в трёхкомнатной квартире пары о нехватке места, - говорит она. – Да, метров всегда мало, но их хватает, чтобы жить в комфорте».
Есть ещё психологические причины беспорядка.
«В этом случае организатору пространства приходится тяжело, - признаёт Мария. – Но и психологические скилы собираюсь прокачивать».
«Расхламляй и зонируй»
Хватит слов – как же это работает?
«Организация пространства - про эффективность, про максимально удобные условия для жизни, - говорит Мария. - Когда ты знаешь, что у тебя и где находится и комфортно этим пользуешься. Организация проводится не по месту: кухня, шкаф, гардероб, а по категории. То есть сначала нужно определить, для чего это место предназначается – для еды, игры, сна, употребления пищи…
Мария рассказывает, что часто открывает шкаф у клиента на кухне – и оттуда валятся разные вещи. Первый вопрос – а что здесь должно храниться?
«И начинается перечисление – от посуды и консервов до спрятанных повыше от детей вещей, - продолжает она. – Самый простой способ навести порядок: сортировать, выкинуть лишнее, сгруппировать оставшееся по категориям и каждой из них выделить место, адекватное объёму предметов».
«Но, когда у тебя на полке для соусов снова не помешаются баночки, надо задуматься, так ли они все тебе нужны», - улыбается Мария.
Базовые приёмы организации пространства – это сортировка, расхламление, группировка и зонирование. Кроме основ, существуют ещё вещи другого уровня, как их называет Мария, приёмчики.
«Например, гениальная вещь - вертикальная хранение, - говорит она. – Всё подходящее - от детских игрушек: автобусов, машинок и трамваев, до постельного белья и полотенец, я храню именно так. Другой приёмчик – декантеризация. Этот термин знаком многим из виноделия, но в организации пространства он означает пересыпание продукта – той же крупы - из магазинной тары в свою, это позволяет сэкономить место и сократить количество визуального шума. Когда достаёшь красивую баночку без труда из удобного места, то и готовить приятнее – как шеф-повар из телевизора».
Есть и другие постоянные ошибки в организации пространства, например, забытые где-то в глубине шкафов вещи – их ещё называют спящими.
«Мы, как и наши родители, привыкли жить в маленьких квартирах, а ещё осталась советская привычка запасать и использовать при этом весь объём шкафа или кладовой, - говорит Мария. – Но пространство так не работает – в забитом до отказа шкафу мы используем максимум 15 % - достать и увидеть можно только то, что с краю. А чтобы использовать эффективно, нужно заполнять 70-80 %».