Примерное время чтения: 7 минут
1008

«Ладно пиво, но кола зачем?». Алексей Смертин - о беге и восстановлении

«АиФ-Юг» № 21 26/05/2021
Алексей Смертин - участник Boston Marathon Finish Line.
Алексей Смертин - участник Boston Marathon Finish Line. / Алексей Смертин / Из личного архива

Алексей Смертин играл в московском «Локомотиве», французском «Бордо», английском «Челси», в 2004-2005 годах был капитаном сборной России. А после завершения профессиональной карьеры начал бегать на длинные дистанции. Об увлечении бегом, пиве в раздевалке, о том, не мешают ли занятиям травмы и чем футбольная нагрузка отличается от беговой, Алексей Смертин рассказал «АиФ-Юг». А ещё в беседе с корреспондентом он вспомнил забытый матч в Краснодаре.

С «Зарей» к «Колосу»

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Алексей, вы помните, как играли в Краснодаре во время футбольной карьеры?

Алексей Смертин: Я был в Краснодаре со сборной России, в 2004 году мы играли с Эстонией. Помню стадион «Кубань», помню ажиотаж - было очень приятно, потому что в то время не все регионы славились такой поддержкой национальной команды. Может, мы играли не так успешно, как сегодняшняя команда. Но поддерживали нас очень тепло. По-моему, в тот день шёл дождь,

- Я тогда за вас болел. Но неужели это единственная игра в Краснодаре. Даже в первой лиге не доводилось приезжать?

- Вспомнил, доводилось. Точно, нас тут ещё хлопнули. Заря из Ленинска-Кузнецкого, за которую я выступал, играла с «Колосом». В ней ещё Алексей Прудников (вратарь, олимпийский чемпион в составе сборной СССР, В 1994-1995 году был в краснодарском «Колосе». Прим. ред.)

Что тяжелее?

- Алексей, почему после насыщенной футбольной карьеры вы начали бегать марафоны?

- Я больше десяти лет не играл в профессиональный футбол. И не тянет. Но бегать мне всегда нравилось. Спорт высших достижений для меня в прошлом, но массовый остаётся – и забеги дают возможность преодолевать себя. Сейчас задумал пробежать от стадиона «Лужники» в Москве до Санкт-Петербурга. Это около 700 км, думаю справиться за 12 дней.

- И всё-таки, зачем человеку, у которого тяжёлые тренировки были с самого детства, так мучать себя в 46 лет?

- Тут нет никаких мучений – для меня формула успеха проста: надо заниматься тем, что ты любишь. Требовать с себя самого, а не с кого-то – вот что главное. Это, кстати, и футбола касается. Ещё надо постоянно быть недовольным собой. Именно это чувство и заставляло меня прогрессировать в беге - поэтому я не просто собрал мейджоры (так называют шесть самых крупных марафонов планеты: Лондонский, Бостонский, Берлинский, Чикагский, Нью-Йоркский и Токийский), но и каждый раз улучшал своё достижение. Бегать не сложно, нужно просто любить то, чем занимаешься.

- Чем отличается футбольная нагрузка от беговой. Где вы больше устаёте?

- Это совершенно разные виды нагрузки – на футбольном поле рваный бег, ускоришься, замедлишься. Футболисты долго не бегают. Когда только начал увлекаться марафонами, то самым сложным для меня было терпеть дистанцию. Коллеги по футбольному цеху порой крутили пальцем у виска.

Неудивительно – подготовка к марафону три месяца занимает, а в английской премьер-лиге есть всего пять недель для подготовки ко всему сезону. Пять недель потренировался интенсивно, а дальше через практику набираешь функционал. Сейчас я тренируюсь больше, чем во время выступлений в Англии – во время подготовки к марафону бегаю шесть дней в неделю. Самое сложное определиться с тем, о чем думать, когда бежишь.  В футболе некогда отвлекаться на размышления – есть фаза обороны, фаза атаки, постоянно думаешь, крутишь головой. Принимать решения надо за доли секунды, желательно ещё до принятия мяча.

25 часов бежать мне было бы легче, чем столько играть в футбол.

В беге всего этого нет, но я настолько им увлекся, что вкладываю сакральный смысл в сам процесс. Потому что ты и в прямом, и в переносном смысле отрываешься от земли. Если коротко, по объёмам тренировок бег тяжелее, а по интенсивности футбол, скорее, превосходит, особенно английская премьер-лига. Футбол – очень интересная игра. Но для меня он уже в прошлом. Я требователен к себе, понимаю, что не могу совершенствоваться как спортсмен в футболе – голова понимает, техника сохранилась, а ноги уже не те. А в беге могу улучшать результат.

- Вы сейчас даже в ветеранских футбольных турнирах не участвуете?

- Нет. Хотя в прошлом году в Сочи играл в футбольном марафоне, но это тоже не совсем про футбол, а про выносливость, про проявления характера. В итоге на поле тогда я прошел и пробежал около 80 км. Просто 25 часов бежать мне было бы легче, чем столько играть, потому что в беге ты делаешь одни и те же монотонные шаги, можешь абстрагироваться, уйти в себя. А на поле должен сохранять концентрацию. Есть, в конце концов, соперник, партнеры, задачи. И это было невыносимо тяжело.

Монолог на марафоне

- Алексей, бегуны всегда следят за пульсом – вы за частотой своих сердечных сокращений следите?

- Я бегаю без пульсометра, потому что хорошо знаю свой организм. И — это уже футбольные наработки – могу разговаривать на самом высоком пульсе. Ведь на поле делаешь рывки, ЧСС зашкаливает – 185, 190 в минуту, но нужно ещё и партнерам подсказывать. Это тяжело, но я выработал привычку.  Недавно готовился к марафону, хотел улучшить свой результат и сделал это - выбежал из 4 минут на километр. Меня тащил товарищ, у которого результаты лучше. Бежим молча 15 километров, 18. Я уже не выдержал: «Давай хоть немного поговорим». Он в ответ: «Молчи, на финише эти разговоры боком выйдут». Я в ответ: «Плохо ты меня знаешь, я ещё фору дам на финише». Так и вышло – с 20 километра начал с ним фразами перекидываться, которые в мой монолог вылились. Так что я говорю и при высоком пульсе, хоть его точных показателей и не знаю - и не нужно мне это.

- Как вы восстанавливаетесь после тренировок?

- Я пришел из футбола, поэтому знаю, что надо быстро замяться.  Основное – это питание. Просыпаюсь, и сразу ем углеводы, кашу.  Как правило, овсянку, потому что после нее можно выполнять любую работу, после гречки тяжеловато – она переваривается дольше. Больше ничего не ем с утра – ни сыры, ни белок, ни молочные продукты. После тренировки идут яйца, паста – то есть добавляется белок. Ну и, конечно, важны для восстановления бассейн, хаммам, баня.

Бокал от тренера

- Есть футболисты, которые не прочь после матча кружку пива выпить, ещё и говорят, что врачи советуют…

- Когда играл в футбол во Франции, сам удивлялся - заходил в раздевалку и видел три напитка: воду, пиво и колу. И все их одинаково разбирали. Я брал воду и думал: «Ладно пиво, но кола-то зачем?» Потом понял – это сахар, который важен для быстрого восстановления. Так что я не вижу ничего плохого в том, чтобы выпить после изнурительной тренировки и, естественно, уже после воды, банку пива. Оно действительно утоляет жажду, другое дело, его много не должно быть, чтобы не было зашлакованности. Я к этому нормально отношусь, как и к вину. Я играл в «Бордо»  - если за день до игры тренер предлагает бокал вина со стейком, то это о чем-то говорит. Главное, чувствовать меру.

- Футбольная карьера очень редко обходится без травм – как с ними бегаете, не беспокоят?

- Я переживал за колени – у меня на них две операции. И, соответственно, за опорно-двигательный аппарат, потому что хрящи стерты. Но, на удивление, пока бегаю, не чувствую проблем. Возможно, они появятся позже, но сейчас их нет. А вообще бег помог и вес сохранить, хоть я и генетически предрасположен к худобе. Благодаря бегу почувствовал, что каркас у меня сильней стал – хоть пресс не качаю, но мышцы на животе появились, спина крепче стала.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах