Модельные библиотеки: низкие показатели культуры чтения как угроза национальной безопасности

   
   

Проект «Модельные сельские библиотеки» – важная составная часть федеральной целевой программы «Культура России». Культурологи и социологи считают обеспечение жителей села правом на свободное получение информации важнейшим политическим шагом.

Модельные библиотеки – это реальный вклад в выравнивание возможностей в приобщении к культурным ресурсам и ценностям как жителей сел, так и населения крупных городов.

Уже сегодня работники культуры ломают голову над тем, как поставленную перед ними задачу воплотить в конкретные дела.

В этом году участниками проекта стали четыре кубанские библиотеки.

Разминка спозаранку

Сергиевский курень именуется ныне станицей Сергиевской. Он входил в число тех тридцати восьми запорожских куреней, жители которых явились первопоселенцами на Кубани. Станичная библиотека находится почти на окраине. Но найти ее легко: любой встречный уверенно укажет кратчайшую дорогу.

   
   

Утро. Начало десятого – не время для чтения. Так принято считать. Но в данном очаге культуры в эти часы если жизнь еще и не бьет ключом, то и тишины и покоя не встретишь. Вот, например, внимательно выбирает книжки-малютки красивая девушка.

– Ольга Бурьян, – представилась она. – По профессии медсестра, дочери Катюше два с половиной года. Ей было всего три месяца, когда мы всей семьей начали ей читать. И теперь нет для малышки большего удовольствия, чем слушать сказки в исполнении родни. Да и для нас это радость. Так что мы пришли к выводу, что любовь к книге нужно прививать с самого рождения.

А у Бурьянов, которых Ольга определяет как «простую» семью (муж у нее работает охранником), и свое достаточно обширное книжное собрание. Часть его уже досталась девочке в наследство. Но главное, что передается ей и уважение к станичной библиотеке.

– Это примета времени, – комментирует Светлана Чистова.

Она уже больше двадцати лет заведует детским сектором. Накопленный опыт позволил ей прийти к выводу, что в былые годы позже начинали знакомить детей с литературой.

– Теперь же сначала мамы стоят «в очередь» за красочными изданиями, а потом, глядь, и сами малыши уже приходят к нам, – рассказывает заведующая детским сектором.

С одной стены зала смотрят на нас с портретов серьезные лица русских писателей. Прямо напротив них – выставка детских рисунков на тему «Ребята и зверята». Это наглядное воплощение интересов читательского контингента данного отдела. Его составляют и дошколята, и старшеклассники.

В читальном зале листает свежие журналы Ангелина Косинова. По профессии она и ее муж фермеры. Но у них широкий круг интересов.

В их число входят не только специальные издания, но и научно-познавательная, техническая и художественная литература.

– Хочется в ногу со временем шагать, – говорит Ангелина. – Читаю запоем. Всегда и везде, при любой возможности. Благо, и муж не выпускает книгу из рук. В библиотеку ходим по очереди, кому работа позволяет. Кстати, очень хорошая у нас библиотека. И коллектив отличный. Девчата всегда подскажут, какие еще имеются издания по интересующей тебя теме, какие новинки приобрели в Краснодаре в соответствии с пожеланиями читателей. В том числе – и нашими просьбами.

Уважение здесь взаимное. Ангелина относится к разряду «любимчиков». Библиотекари ценят таких вдумчивых и внимательных читателей. Высшее проявление доверия – это то, что им в порядке исключения выдают на дом такие редкие ценные издания, как, например, энциклопедии, которые «приписаны» к читальному залу.

На столе перед Ириной Желдак лежит целая груда книг. Она сотрудник станичного отделения соцзащиты и подбирает очередную партию литературы для своих подопечных, а заодно и для себя.

– Бабушки любят детективы и классику, – поясняет Ирина, – я же предпочитаю романы «про любовь». Наверное, в моей жизни не хватает романтики.

Читательский портрет в интерьере

Библиотека небольшая – всего четыре комнаты. Но стоит пройтись по ним, и вот уже не трудно составить представление об увлечениях, интересах и запросах сергиевцев. Переступаешь порог, и в глаза тебе бросаются полки с табличкой «Кубановедение».

– Сегодня эта тема пользуется большой популярностью, – объясняет мой проводник по книгохранилищу Ирина Николаевна Жилина, директор муниципальной библиотеки. – И мы стараемся ее пропагандировать.

Ученые утверждают, что современная культура (у нее есть даже собственное терминологическое определение – «префигуративная») содержит межпоколенческий образовательный конфликт. Проще говоря, у отцов и детей разные приоритеты. Интерес же к своим корням становится фактором, объединяющим конкретную семью и даже целые селения.

Так произошло на презентации книги нашего земляка Михаила Тимченко «Дорога в бессмертие», рассказывающей о прошлом Сергиевской. Школьный зал, самое просторное помещение в станице, был переполнен. А книга ныне стала поистине бестселлером.

На почетном месте и выставка «Блистательное созвездие». Обычно здесь представлены книги писателей-юбиляров или тех, кто привлек к себе внимание общественности. Но в этом году проходила акция, посвященная редким книгам, –

тем, что изданы в XIX веке. Читатели выставили на общее обозрение на этой полке сокровища из домашних собраний.

Среди них, например, «Ветхий завет» 1834 года издания, книга «Преступление и наказание» Достоевского, что вышла в свет в 1894 году, и довоенная миниатюра с лермонтовским «Демоном».

Профессия в наследство

Сотрудничество с местной интеллигенцией, экологический «уклон» библиотеки и многие другие наработки достались Ирине Николаевне в наследство. Предыдущий директор, а ныне пенсионерка Клавдия Федоровна Куришова – единственный в станице заслуженный работник культуры Кубани, человек безмерно преданный пропаганде знаний, энтузиаст библиотечного дела. Щедрая на всяческие придумки и «заманухи» для привлечения и увлечения читателей, Клавдия Федоровна приходится Ирине Жилиной матерью.

Такая профессиональная эстафета давно стала в крае традицией. Ирина принадлежит одной из сорока кубанских библиотечных династий, в которой пять специалистов разных поколений. Она унаследовала не только профессию, но и преданность ей.

– Бабушка, давай мы тебе купим надувной диванчик, чтобы ты могла и ночевать в своем кабинете, – полушутя высказывает мнение всей семьи ее пятилетняя внучка.

Мы разговариваем в кабинете директора, который, впрочем, тоже больше похож на книгохранилище. Здесь собрана особо редкая литература. В ее тематике отражается современность. Это издания преимущественно по юриспруденции и экономике. Предназначены они тем, кто повышает свое образование.

За беседой мы потеряли счет времени. А оно, между тем, летит как птица. Вот-вот прибегут школьники на заседание своего клуба «Почемучки». А ближе к вечеру подтянутся студенты.

Подписка теперь мало кому по карману, поэтому пенсионеры зайдут прочесть местные и центральные газеты. Девушки и дамы забегут полистать глянцевые журналы, а заодно обсудить новости гламура, светской жизни и кулинарные рецепты. А если учесть еще и массовые мероприятия, то выходит, что сергиевская библиотека ныне сочетает функции источника информации, а также образовательного и досугового центров.

В цифрах и фактах ее портрет выглядит так. На 120 квадратных метрах полезной площади собраны почти 20 тысяч томов фонда. Пять работников, из которых только трое являются библиотекарями, обслужили в прошлом году 2005 читателей, выдав на руки 65 тысяч экземпляров документов и книг. Число посещений превысило семнадцать тысяч.

Последний факт тянет на двойную, а то и на тройную значимость. Число читающих в станице не только не уменьшается, а даже растет. Хотя добираться до библиотеки читателям приходится когда на велосипедах, когда на попутках, а когда и пешком, несмотря на непогоду. Ведь, как уже упоминалось, библиотека находится вдали от станичного центра. Но этому есть объяснение.

Нет худа без добра

Зимой 2002 года читателям станицы выпал случай в экстремальных условиях отстоять свою библиотеку. На редкость холодным вечером, когда мороз приблизился к двадцати градусам, вспыхнул Дворец культуры. Замкнуло проводку на сцене. Затем загорелся зрительный зал, а потом и находящаяся поблизости библиотека.

– Увидев зарево, я побежала к ДК, – вспоминает Ирина Жилина. – Слышу, калитки в темноте хлопают. Значит, вслед за мной бросились на пожар и другие станичники. Дом за домом, улица за улицей. Но первыми, кто пришел на помощь, были совсем молодые сергиевцы, что плясали в находившемся поблизости баре.

Я так кричала «Ребята, помогите!», что они услышали меня сквозь грохот музыки и выскочили на улицу прямо в «выходных» костюмах. Сначала пожарники не пускали нас в горящее здание. Боялись, что поток воздуха, ворвавшись через разбитые окна, только усилит пламя. А потом, когда уже загорелся конек на крыше и стало понятно, что отступать некуда, командир расчета разрешил выносить книги. Ему тоже их было очень жалко. Грузили книги в Камазы, которые перед этим возили жом.

Первая партия так и попала в испачканные кузова. А потом добрались до помещений, где хранились подшивки, и стали выстилать днища газетами. Машин не хватало. Грузили их с верхом. Камазы отвозили ценный груз в гараж, так как было принято решение хранить в нем литературу хотя бы первое время. По дороге книги падали. Люди ходили их собирать, чистили, сушили и возвращали.

– Сначала власти не могли подыскать нужного помещения. С 2004 года библиотека находится здесь, – продолжает свой рассказ Ирина Николаевна. Я другими глазами оглядываю пусть не слишком просторное, но чистенькое и уютное помещение. – Располагалась здесь когда-то медицинская лаборатория. Комнаты пришли в запустение. Вместе со строителями их ремонтировали сами библиотекарши.

Оборудование собирали с миру по нитке. Например, вполне приличной мебелью поделилась районная администрация. Не оставили под открытым небом и ДК, хотя это строение оказалось мало приспособленным под нужды станичной культуры. Но данные обстоятельства не остудили сергиевцев. Все эти годы они обращались – коллективно и индивидуально – к начальству разных уровней. Писали даже Путину. Заходили на сайт к Медведеву. Их усилия не пропали даром. Дворец культуры включен в краевую программу и в следующем году будет возведен на месте пустующего сейчас недостроенного здания.

Что же касается библиотеки, то она вытянула счастливый билет, попав в число 200 участников эксперимента по созданию библиотеки завтрашнего дня.

Конкуренция была чрезвычайной. Ведь из почти 36-тысячной библиотечной системы Министерства культуры, которое обслуживает 38 миллионов сельского населения, по данным журнала «Библиотечное дело», лишь 9% оснащены компьютерной техникой и только 3% имеют доступ в Интернет.

На Кубани эти цифры, конечно, значительно выше. Компьютерами оснащено более половины муниципальных библиотек, почти четверть пользуется услугами «мировой паутины». В той же сергиевской библиотеке сегодня три компьютера. Переход к модельной библиотеке означает принципиально новую ступень развития культурно-информационной структуры села.

Модельная – значит образцовая

– О том, что мы прошли в федеральную программу, я узнала на районной планерке, – вспоминает Ирина Николаевна. – Все стали аплодировать, а я растерялась: что же дальше-то будет? Вернулась в станицу и рассказываю девчонкам. А они спокойно так говорят: значит, внимания к нам будет больше. Поэтому и работать надо с еще большей отдачей…

Сегодня Ирина Жилина и ее подчиненные чувствуют себя так, как бывает накануне праздника, который не только принесет подарки, но и изменит судьбу.

Скоро за счет федерального бюджета в сергиевскую библиотеку поступит комплект современного оборудования, куда входят два компьютера с мониторами, операционная система и лицензионное офисное программное обеспечение. Плюс многофункциональное периферийное устройство – проще говоря, принтер, сканер, копир и так необходимый сегодня факс.

– Но не меньше нас радуют и тысяча экземпляров новейшей и разнообразной литературы, – продолжает перечислять директор, – и двести дисков с обучающими программами. Ведь ребята любят, чтобы им не только рассказывали, но и иллюстрировали повествование видеофильмами. Нам же приходится скачивать их с Интернета или брать напрокат в школе в Кореновске. Те и другие отнюдь не лучшего качества.

– Совершенствование обслуживания читателей с привлечением новейших технологий ведет за собой реальные изменения в культурной и социальной жизни станицы. С помощью Интернета через сайт краевой научной библиотеки имени Пушкина любой пользователь из глубинки может связаться с пятьюдесятью крупнейшими библиотеками России и найти нужные издания или документы в электронном каталоге.

Он получит их или через межбиблиотечный каталог, или отсканированные, через отдел электронной доставки документов. Если же искомый материал не будет найден, то читатель сможет продолжить свой поиск в Российской национальной, Российской государственной и Президентской библиотеках, – объясняет мне будущие плюсы Ирина Николаевна.

– А почему этих результатов нельзя достичь, используя домашний компьютер? – допытываюсь я.

– Можно, но сложно, – улыбается директор. – Ведь в обычном каталоге вы, как правило, находите только несколько интересующих вас изданий. А с помощью специалиста – в десять раз больше. Кстати, в проект входит и образовательная составляющая для работников библиотек. Она осуществляется в очно-заочной форме. Я надеюсь на поездку в Москву. Такие поездки были организованы, тоже за счет федерального бюджета, для руководителей модельных библиотек в прошлые годы.

Культурологи и социологи считают обеспечение жителей села правом на свободное получение информации важнейшим политическим шагом. Модельные библиотеки – это реальный вклад в выравнивание возможностей в приобщении к культурным ресурсам и ценностям как жителей сел, так и населения крупных городов.

Давно у Ирины Николаевны зреет и еще одно намерение – приобщить к новым технологиям среднее и старшее поколения станицы.

Ведь то и дело приходят сюда люди с просьбой напечатать какое-то официальное письмо или частное послание. И приговаривают при этом: вот бы и самому научиться. Сразу же при пополнении парка компьютеров необходимо организовать клуб, а при нем – обучающие курсы.

При создании модельной библиотеки складываются средства такого гиганта, как федеральное министерство культуры, и обладающего куда меньшими финансовыми возможностями сельского поселения. Его глава Сергей Басеев подписал гарантийное письмо на сто тысяч рублей. На столько «потянут» новая мебель, ремонт помещения с установкой охранной и противопожарной сигнализации и новых окон. Благо, хоть телефонная линия уже протянута.

– Сейчас крутится глава, изыскивая средства, – вздыхает Ирина Николаевна, – никак не ожидал, что все так быстро произойдет. Вот он и привлекает спонсоров. Например, депутат ЗСК от Кореновского района пообещал помочь с новыми окнами. Откликнутся и местные фермеры.

Так в Сергиевской, где олигархов и в помине нет, решают одну из сверхзадач проекта. Идеологи обозначили ее как активизацию региональных ресурсов.

Читатель №1

С проблемами сергиевской библиотеки будущий глава познакомился сначала как читатель: студентом подыскивал там литературу по вузовской программе.

А я поняла, что за этим выбором стоит и прошлое, и будущее, вся жизнь нового главы. Сомневался ли он, подписывая гарантийное письмо?

– Это решение далось мне нелегко. Конечно, 100 тысяч – одна десятая бюджета нашего поселения. Из-за изменений в законодательстве мы недополучили в этом году более половины денег. Понимаю социальную значимость культуры. Но нельзя сбрасывать со счетов и другие проблемы, которые и составляют быт людей, – дороги, свет, вода, газ… Но уж очень привлекательной показалась программа софинансирования.

Она даст те атрибуты современной цивилизации, отсутствие которых и делает станицу глухоманью. Ведь далеко не у каждого из наших ребят есть возможность подключиться к Интернету, посмотреть новые фильмы, почерпнуть знания в электронном формате. Пусть наши дети не будут ущемлены хотя бы в этом вопросе.

– Что вам пожелать?

– Терпения. Есть огромное желание изменить жизнь станицы, чтобы она стала благоустроенной и преуспевающей. И чтобы наша образованная молодежь находила себе применение у родного порога. Не уезжала в город.

…Низкие показатели культуры чтения можно рассматривать как угрозу национальной безопасности. К такому выводу пришли недавно специалисты. Может быть, поэтому и решили поднять зарплату библиотекарям – ныне самой низкооплачиваемой категории работников.

Смотрите также: