Ставили Фокина – аплодировали Григоровичу
Фойе больше напоминало душную рыночную площадь с плохими чтецами плохих стихов, с продажей и чтением бездарных эпиграмм, с показом непонятных вязаных изделий, швырянием клоунами хлеба, с натужными акробатическими этюдами... На сцене зрелище ждало не лучше.
Под усердные вопли актеров драмы полтора часа толкался несчастный трамвай, и столько же явно не подготовленные к вечеру театры пытались шутить – каждый на свою больную тему.
Быть или не быть драме
Краснодарский театр драмы обзавелся в этом сезоне сразу двумя режиссерами – режиссером-постановщиком Геннадием Николаевым и главным режиссером Александром Огаревым.
Если в скромную «компетенцию» Николаева входит малозаметная работа, но очень нужная, а в театре всегда ее невпроворот, то Огарев призван руководить, спасать, возвышать, прославлять нашу многопечальную драму. Как ему это удастся, покажет время.
А прошедший сезон «гордость Кубани» провела без особых удач и открытий. Если «Негромкие слова любви» на камерной сцене в постановке нижегородца Владимира Кулагина нельзя воспринимать всерьез (вообще непонятно, как эта «домкультуровская» работа попала к нам), то «Быть или не быть» Владимира Портного из Москвы по пьесе Уильяма Гибсона – спектакль с претензией на масштаб, мысль, форму. Но, увы, работа не получилась по многим причинам, включая и актерское распределение, и саму режиссуру. 70-летний режиссер довольно формально отнесся к спектаклю, который ему тут же и отомстил. Искусство умеет платить той же монетой, когда им пренебрегают.
То же самое можно сказать и о «Чудаках» Максима Горького в постановке Владимира Рогульченко. В результате мы имеем полотна скучные, непроработанные и малоинтересные. На фоне этих опусов два спектакля Геннадия Николаева: новогодняя сказка по роману Михаэля Энде «Волшебный напиток» и «Остров» Эдуарда Акопова – работы без претензий и сверхзаявок, и самое главное, спектакли, которые могут быть полезны театру.
Однако надо отдать должное руководству драмы, его оптимизму. Несмотря на ее нынешнее, весьма безрадостное, положение, директор Татьяна Кривошеева проводит «Театральные гостиные», всякие немыслимые конкурсы, награждения. Да и более восторженного зрителя с неизменными криками «браво» и бурными аплодисментами драмтеатру сегодня вряд ли отыскать. Конечно, оптимизм Татьяны Германовны радует, но, увы, не заражает и не вдохновляет.
Молодежный на «Стульях»
Краснодарский Молодежный театр в этом сезоне показался тремя работами. Это два дебюта – «Стулья» по Эжену Ионеско в постановке Виталия Ваганова и моноспектакль «Один день» по рассказу Андрея Платонова «Река Потудань» актера труппы Алексея Замко. А известная актриса – массовый зритель ее больше знает по нашумевшему в свое время фильму «Интердевочка» – Лариса Малеванная поставила «Вечного мужа» Достоевского.
Что касается молодых ребят, то они взялись за очень сложный драматургический и литературный материал, и, конечно же, степень риска была невероятна высока. Но все обошлось как нельзя лучше. Лариса Малеванная же прочла классика по-своему. И, как ни странно, в спектакле есть всё, хотя текст соблюден, кроме Достоевского.
Ее «Вечный муж» получился очень бытовым, подробным спектаклем. Этакий дамский «Недоостровский» с элементами сериала. Малеванная умеет работать с деталями, но не с атмосферой. Достоевский не был бы Достоевским, если бы был так приземленно-обыден.
Вообще, сегодня в Молодежке странные времена. Те кадровые назначения, которые там происходят, по меньшей мере, удивляют. В руководство театра пришли люди совершенно не театральные, какие это даст результаты, мы скоро, думается, увидим.
Шампанское у рояля
В Краевом музыкальном театре главной премьерой сезона стала опера П. Чайковского «Пиковая дама» в постановке Ольги Ивановой. Спектакль масштабный, в пресловутом стиле модерн, не без ироничного звучания, бесспорно, очень спорный, но не безынтересный. И, несмотря на то что роль Германа играет артист, разменявший седьмой десяток, опера состоялась.
Проект театральная гостиная «У белого рояля» красиво назван, но не более того. Одноактные шуточные оперы даже не сдабривает шампанское, которое в гостиной усердно наливается. К сожалению, не придуман ход, не обыграна идея, ведь подобные проекты требуют особой изобретательности и фантазии.
Главный балетмейстер музтеатра Александр Мацко к своему спектаклю «Новеллы: только о любви» все время что-то добавляет, кое-что меняя в спектакле, так сказать улучшая и усовершенствуя свой «шедевр». Но, к сожалению, молодому балетмейстеру надо менять самое главное – хореографию. Вот где слабое место его балетов, она келейна, малофантазийна, малообразна и, как следствие, утомительна. Александр Мацко как постановщик танцев, увы, типичный продукт мастер-классов и семинаров, без базиса и хорошей школы.
И эти «верха» в его хореографии лезут из всех щелей. Жирной точкой в работе музыкального театра стал мюзикл «Браво! Брависсимо!» в его же постановке. Задуманный как ревю, этакое путешествие из мюзикла в мюзикл, спектакль ошарашил всех своей кричащей безвкусицей, неумением логично связать музыкально-драматическую нить. Плохо отрепетированные дискотечные танцы жили своей жизнью, костюмы, словно с плохой ярмарки, – своей. А наши пышнотелые примадонны вовсе устроили себе по бенефису.
«Русские сезоны» по-кубански
Другая хореографическая премьера «Шедевры русских сезонов в Париже» включает в себя миниатюры и одноактные балеты великого русского хореографа Михаила Фокина. Фокинские балеты нам начали показывать в прошлом году, в этом «Русские сезоны» продолжились.
Надо признать, что утонченный Фокин оказался не по зубам нашей труппе. Практически ни одна вещь, будь то миниатюра «Умирающий лебедь», Седьмой вальс из «Шопенианы», фрагмент из «Шехерезады», одноактовки «Карнавал», «Жар-птица», не была исполнена даже приблизительно.
В афише сказано, что художественным руководителем спектакля является Юрий Григорович. Но не искушенная в таких тонкостях кубанская публика решила, что эти балеты производства самого маэстро, так как раскланиваться на сцену после премьеры выходит не кто другой, как сам Юрий Николаевич.
Но, понятно, Григорович – это наше все. А вот труппа имени мастера сегодня находится в самой худшей форме за все время ее существования. Старшее поколение разбежалось или дотанцовывает, а младшее – достойное – не народилось. И хотя Татьяна Гатова и утверждает, что в балете все хорошо, но, глядя на сцену, мы видим иную картину, не такую радостную, которую нам пытается рисовать руководитель «Премьеры».
Кстати, и III Международный конкурс «Молодой балет мира» Юрия Григоровича, состоявшийся в прошлом году в Сочи, особой радости никому не принес и событием планетарного масштаба не стал. Очень малочисленный, слабый по уровню участников балетный форум даже не стал событием для самого курорта. Так что имя у конкурса есть, но совершенно нет авторитета и престижа.
Что уж говорить о краевом фестивале «Кубань театральная», который также прошел осенью прошлого года. Более ангажированного мероприятия благодаря одному из его устроителей – Краснодарскому союзу театральных деятелей давно не приходилось видеть.
Театры ждали серьезного аналитического разговора, разбора, а получился очередной сабантуй для своих. Премированы, как и ожидалось, большей частью были худшие спектакли. И делалось это беспардонно, в назидание неугодным.
То, что наш региональный фестиваль давно почил и превратился в фарс, стало ясно давно, и давно понятно и очевидно, что пока им будет заниматься наш Союз театральных деятелей, который сам дышит на ладан, то и фестиваль будет таковым.
Смотрите также:
- Театральная арифметика братьев Селивановых →
- Выборы «Кубани театральной» →
- Юбилейно–провальные сезоны →