Конечно же, конфликтная ситуация возникла не вдруг и не на пустом месте. Причин тому множество, но одним из главных мотивов нездоровой ситуации в театре стал ее – уже бывший – главный режиссер Алексей Ларичев.
90-й сезон Алексей Иванович по сути провалил. Его спектакли «Веселый Роджер», «Продавец дождя», «Наша Чукоккала», «Лавина» оказались за гранью всякой критики, что, видимо, переполнило чашу терпения руководства театра и департамента культуры края. Которые, кстати, создали для «тюменского гостя» самые наилучшие условия. Но Ларичев порой напоминал человека, страдающего аутизмом, живущего в своем изолированном мире, которого проблемы вверенного ему дома мало интересовали. Иначе чем можно объяснить нежелание следить за текущим репертуаром, работать с труппой, заниматься вводами и обустраивать этот дом с любовью, теплотой и терпением. В результате та часть коллектива, которая жаждала творчества и перемен к лучшему, поняв, что их надежды не оправдались, стала в оппозицию к главному. Притом получилось это не нарочито, а само собой.
Богатая невеста
Положение первой леди краснодарской драмы, как и полагается, попыталась занять супруга главрежа Марина Слепнева. Но актриса, лишенная не только энергетики, но и какой-либо индивидуальности, не вписалась в дамскую часть труппы. Героями-любовниками вдруг стали актеры, которым в уважающем себя театре больше подноса и не дали бы. Театр окончательно стал походить на захолустный периферийный коллектив, где развязность, неуважение и самоуправство были возведены в норму. Конфликт достиг своего апогея, когда Алексей Иванович написал заявление на отпуск с последующим увольнением.
Группа поддержки, состоящая из нескольких совершенно замороченных артистов, просто обрушила поток оскорбительных писем, статей, другого рода порой недостоверной информации на дирекцию театра и своего учредителя – департамент культуры края. Более разнузданной, плохо срежиссированной кампании история кубанского театра не помнит. Досталось всем сразу: и «продажным» критикам, и даже, непонятно почему, родине губернатора Выселкам. Дошло до того, что артисты, забыв про «театр-кафедру», начали со сцены и с порожков драмы устраивать манифестации, рассказывая ни о чем не подозревающему зрителю об «ужасах» закрытия родного театра.
Сам Алексей Ларичев публично отмалчивался. Молчал он и на собраниях, где ему прямо в лицо говорили о его несостоятельности. Правда, это не помешало вести закулисный торг насчет получения выгодных отходных. Хотя для Ларичева подобное положение, похоже, не ново. Что-то аналогичное происходило в Тюменском театре драмы и комедии, где с ним чуть более двух лет назад также не продлили контракт. Тогда в последнем интервью Алексей Иванович назвал Кубань богатой невестой, к которой надобно поспешить. Как видим, «примак» избраннице не смог составить достойную пару. Но зачем же уходить со скандалом из дома, который тебя в трудную минуту обогрел?
Впечатление или диагноз?
Не продлен контракт и с отдельными актерами, которые сегодня себя подают жертвами произвола. Жертвой, скорее, стал сам театр и как ни странно зритель, которого пытались вовлечь во внутритеатральные дрязги. Помнится, в свое время похожая ситуация была и в Краснодарском краевом театре кукол, куда на должность художественного руководителя пригласили Константина Мохова. Тогда худрук избавился от балласта в несколько десятков человек! И, как показало время, своевременно и по делу. Сегодня это один из самых конструктивных и спокойных театральных коллективов края. Но в краевых «куклах» сохранен институт худрука, возможно, это и спасло театр. Что же спасет наш театр драмы, покажет время.
И здесь в выборе его творческого лидера надо быть сверхосторожным и ни в коем случае не опираться на мнение вездесущего «советчика» – руководство Краснодарского союза театральных деятелей, которое, кажется, кроме медвежьих услуг нашим театрам ничего не оказывает и живет исключительно в свое удовольствие. Даже в этом конфликте позиция СТД стала ясна лишь тогда, когда всем все было понятно и уже неопасно.
Сегодня театр драмы находится в наисложнейшей ситуации, в ситуации выбора – выбора нравственного, человеческого, так как тот круговорот нечистот, в которой попал коллектив, еще долго будет давать знать о себе. А с Алексеем Ларичевым получается как у польского сатирика и афориста Станислава Ежи Леца: «Есть пьесы настолько слабые, что никак не могут сойти со сцены».
Светлым лучиком в этом мрачном царстве склок и скандалов стала постановка Владимира Рогульченко «Легенда о великом инквизиторе». Спектакль тонкий, интеллектуальный, не без погрешностей, но очень нужный.
Печальной вестью прозвучало сообщение, что приглашенный на постановку известный режиссер Михаил Бычков у нас не будет ставить. Я связался с Михаилом Владимировичем, и вот что он сказал: «У меня было окно, которым я хотел воспользоваться, ведь Краснодар для меня не чужой город. Но, увидев «Ревизора», где труппа разномастная, понял, что этого времени мне не хватит. Мои спектакли ансамблевые, со сложным рисунком, а здесь надо долго работать с коллективом, который очень отличается от тех театров, в которых я ставил. Я попросил отложить постановку на более благоприятное время, когда театр будет другим». Известный режиссер, надо отдать ему должное, был крайне деликатен в своей оценке. Хорошо бы, чтобы слова признанного мастера звучали впечатлением, а не диагнозом.
Сосланная «Тетя…»
В творческом объединении «Премьера» тоже юбилейный праздник – 20 лет нашему культурному тресту. По этому поводу даже был выпущен буклет «Созвездие «Премьера». Вот только тексты уровня школьных сочинений и гувернерской точки зрения, подбор фотографий, куда вошли друзья, фавориты и прочие необходимые люди, увы, свели буклет к формату «семейный альбом».
Сей год для первой площадки объединения – Музыкального театра – был громким, но не звучным. Наверное, первостепенным событием стал мюзикл главного балетмейстера театра Александра Мацко «Джаз для настоящих леди». Молодой хореограф жаден до работы и берется за все, что плохо лежит. Но для такого не нашего жанра, как мюзикл, у Мацко явно не хватает опыта и чувства меры. Всего много, всего чересчур, и, как мы уже писали, хореография «натыренности» пока главное достоинство молодого дарования.
Порадовал театр музыкальной комедией в постановке Юрия Дрожняка на музыку Оскара Фельцмана «Здравствуйте, я ваша тетя». Правда, на сей раз «Тетю…» сослали в поселок Лорис на сцену Центра культуры и досуга, где и состоялась в конце мая премьера спектакля. Спектакль, предназначенный для станично-гастрольного досуга, сделан так, чтобы его было легко и удобно собирать и разбирать. Этот выездной вариант выдержан Юрием Дрожняком во всем, хотя надо заметить, что участвует в постановке практически весь цвет опереточно-оперной труппы, включая Наталью Кременскую и Вячеслава Егорова. Дай Бог знаменитой оперетте долгой жизни и веселого настроения и не растерять в пути того комедийного задора и живой легкости, которыми всегда славился этот удивительно оптимистичный жанр.
Горести и радости Театра балета
Театр балета Юрия Григоровича отметил 100-летие «Русских сезонов в Париже» премьерой балетов Михаила Фокина. Мы увидели «Петрушку», кстати, не самый показательный его балет, вернее, этакий «антибалет». Если рядом выложить ту же «Шопениану», которая тоже вошла в этот удивительный дивертисмент, то Фокин предстает в совершенно другом свете. К романтическим грезам относится и совершенно гениальная миниатюра «Видение Розы». Завершают этот дягилевский парад «Половецкие пляски» из оперы А. Бородина «Князь Игорь».
То, что у Юрия Григоровича закончились свои балеты, и радует, и огорчает. Печалит факт, что маэстро несколько десятилетий ничем новым своих поклонников не радовал. А «лучезарит» то, что наконец-то Кубань должна понять, что кроме балетов Григоровича есть и другой мир хореографии, не менее гармоничный и изысканный.
Красота и прелесть фокинских балетов вне всяких споров, но их еще необходимо уметь танцевать. А наша труппа сегодня с трудом «ковыляет» хореографию самого мастера – куда уже им до невесомых грез «Шопенианы». Одна столичная балерина буквально недавно в частной беседе мне сказала: «Вы не видите, что сегодня танцуют сплошь уроды. Красота ныне не в моде». Конечно же, с этим горьким пассажем можно поспорить. Есть прекрасные балерины, есть достойные премьеры. Но когда смотришь на примадонн Краснодарского театра балета, то невольно задумываешься об этих грустных словах.
Единственная, кто сегодня выделяется в штатном расписании так называемых кубанских этуалей, так это Екатерина Конобеева. Правда, год балерина не танцевала после серьезной травмы, но ее дебют в «Ромео и Джульетте» собрал всех краснодарских балетоманов. И молодая прима не подвела. Мы увидели балерину утонченную, с красивыми, мягкими линиями, танцующую пока осторожно, но изящно и интеллигентно. Можно только представить, какая это будет необыкновенная Жизель. Еще одна милая Джульетта – Елена Князькова все реже и реже радует нас своим искусством. Руководство «Премьеры», так и ничего не предприняло, чтобы любимица кубанской публики нам чаще дарила свой вдохновенный талант. Зато в июле Театр балета покажет спектакль Генриха Майорова «Чиполлино». Балет шел у нас лет десять назад без особого успеха, но вот решили, видимо, восстановить, надеясь, что сегодня публика примет эту нафталинную работу по-другому.
Обеспокоенность и тревогу вызывает Молодежный театр, где сегодня не все ладно. К сожалению, руководство «Премьеры» готово отпочковать театр от себя, что, кажется, не очень и скрывает. Понятно, крохотная единица не в состоянии окупаться, а Татьяна Гатова говорит лишь о зарабатывании денег. По имеющейся у нас информации, главный режиссер Владимир Рогульченко готов положить заявление на стол и покинуть Молодежку.
А ведь театр является гордостью города и края. Эти подмостки ориентированы на классику, на духовный театр, здесь хорошая, талантливая труппа. Но, видимо, сей факт мало кого волнует.
Что ж, тихий развал творческого объединения, начатый после смерти Леонарда Гатова, продолжается. Интересно, а куда тогда деваются около 500 миллионов рублей, выделяемые на содержание «Премьеры» из городской и краевой казны? Ведь продукция того качества, которая сегодня выдается нашим культурным объединением, на наш взгляд, не соответствует этой сумме.