Фестиваль театров кукол стран Причерноморья прошел в Сочи в середине октября. Кукольный форум состоялся при поддержке Министерства культуры России, и организатор мероприятия ТО «КультПроект» смог подать себя под эгидой Культурной Олимпиады «Сочи-2014». Праздник обещал быть невероятно масштабным, удивительно прекрасным, одним словом, фееричным.
Но формат фестиваля сузился до студенческого братства – несмотря на то, что все основные мероприятия проходили в Зимнем театре, в сегодняшней цитадели олимпийской культуры. Кстати, руководители Зимнего театра сделали все возможное и невозможное, чтобы «куклы» чувствовали себя как дома.
Сочинская сцена временно была даже превращена в камерный зал, где, когда на полу, когда на стульях, и располагалась публика. И все-таки, невзирая на все эти превращения, известный российский кукольник, член жюри Евгений Ибрагимов высказал мнение, что фестивалю больше подходит Краснодар с его прекрасной базой – двумя сценическими площадками краевого театра кукол. К слову, в краевом театре когда-то проводился фестиваль «Арт-Визит», и давно пора если не возобновить его, то родить новый. На самом деле Кубань очень богата на всякого рода кино- и фольклорные празднества, а что касается театра, то здесь имеется серьезная брешь.
Удивил и факт, почему за бортом «Причерноморья» оказались «краевые куклы». Ни в качестве участников, ни в качестве гостей знаменитый кубанский театр на фестивале не присутствовал.
Три в одном
Что касается самого фестиваля, то он проходил в трех разделах: конкурсные спектакли, off-программа (показ лучших российских работ) и образовательная часть (мастер-классы, «Мастерская кукол и мультфильмов» – этакая стационарная школа творчества). Параллельно с главной программой фестиваля шли авторские анимационные показы.
В конкурсном состязании участвовало 11 спектаклей из 7 стран. К сожалению, театр пальцев из Тбилиси не смог приехать. Говорят, что власти Грузии пригрозили артистам всяческими санкциями, если они посмеют выехать в Россию. А их сосед из Армении – театр имени Ованеса Туманяна – не только выступил, но и взял награду за лучший актерский ансамбль в «Сказке, упавшей с небес». Приз за лучшую режиссуру отбыл в Румынию. Театр «Ариэль» показал знаменитое «Дыхание». Работу интересную, провокационную, сотканную из визуальных и звуковых ассоциаций.
Лауреат Национальной премии «Золотая маска» за этот год – Костромской областной театр кукол продемонстрировал своего высокопремированного «Медведя», победившего в номинации «Лучший художник». Вообще работа именитого режиссера Владимира Бирюкова оставляет послевкусие, словно от салата «Оливье», – три в одном. Фонограмма с голосами Сергея Гармаша, Оксаны Мысиной и Камиля Тукаева звучит отдельной историей. Куклы же и странный музыкальный ряд – дают каждый свое автономное представление. Да и в каком жанре прозвучал чеховский водевиль, тоже непонятно. Гармаш и Мысина разыгрывают ни больше ни меньше МХАТ с Малым театром.
А вот семейный актерский дуэт из Болгарии, они же режиссеры и художники спектакля «Папа всегда прав», показал искрометный, полный юмора спектакль. Такой легкой, тонкой актерской игры давно не приходилось видеть на подмостках вообще. Болгары заслуженно получили премию за лучшую актерскую работу. Главную же награду фестиваля увез Сахалинский театр кукол за вариацию «По ту сторону Гоголя». Режиссер Борис Константинов попытался погрузить нас в странный, страшный, мистический, зыбкий, удивительный мир классика, который мы знаем и не знаем.
Курортный менталитет
Обнажил фестиваль и общие проблемы театров кукол. Почему-то не было номинации «За мастерство владения куклой», которое сегодня активно вытесняется «живым планом». Так называемый «черный кабинет», кажется, стал главной составляющей кукольников, прикрывающих порой этим приемом свою идейную и профессиональную беспомощность. И злополучная фонограмма, просто убивающая нередко спектакль без всякой жалости, так и вовсе стала неотъемлемой частью современного театра.
И в театре кукол для детей наши режиссеры зачастую сами бывают в своей беспомощности похожи на своих зрителей. Что касается взрослого репертуара, то в этом плане дела идут получше. Хотя среди обывателей и дилетантов до сих пор бытует мнение, что театр кукол – только детский театр. И надо было видеть сочинского зрителя, приходившего на вечерние показы чуть ли не с грудничками, а потом громко с протестами покидавшего зал!
Для Сочи подобный фестиваль стал открытием, и, кажется, увы, не очень радостным. Город с натянутой улыбкой принимал гостей, а гости в свою очередь отвечали тем же. Что ж, бывает и такой альянс.
И дело здесь скорее не в жанре – вон и балетный конкурс тоже проходит со скрипом. Проблема, наверное, в менталитете, в курортном менталитете, которому еще далеко до олимпийского и культурологического. Что ж, главный приз фестиваля – рында, корабельный колокол – прозвучал, а вот как он был услышан – это уже другой вопрос.
Смотрите также:
- Райкин, Большова, Гриншпун: театральная жизнь на Кубани оживилась под занавес сезона →
- Деградация кубанского театра, или Творческий завхоз →
- Театр в театре: куклы превращаются в людей →