То, что Кубань – край народной, так сказать, традиционной культуры, общепринято и доказательств не требует. Мы этим гордимся и это ставим во главу угла.
Понятно, наши кубанские «матрешки», хатки и подсолнухи, конечно же, самые родные и самые лучшие в мире. Но то, что одними подсолнухами сыт не будешь и тем более ими уже никого не удивишь, особенно в преддверии зимней Олимпиады, тоже ясно как божий день.
Сорванная «lcons»
В начале года Александр Николаевич Ткачев оставил запись в своем твиттер-аккаунте: «С утра встретился с Маратом Гельманом. Обсудил с ним новый культпроект для Краснодара… Профи. Нам нужен его опыт – Кубань должна греметь на культурном фронте».
И Кубань прогремела, притом на всю страну. Скандал, разразившийся вокруг выставки Гельмана, показал всем не только наше хваленое гостеприимство, но и нашу толерантность, общечеловеческую культуру.
Кучка «борцов за духовность», перегородив вход в краевой выставочный зал, умудрилась сорвать открытие выставки «lCONS».
«Гельман, руки прочь от кубанской культуры», «Не допустим унижения православной веры», «Гельман, вон с Кубани»… такие лозунги сияли в руках ратоборцев из националистических группировок, людей в казачьей форме, которые и устроили потасовку, завершившуюся сообщением о «заминировании» зала, что потом, конечно же, не подтвердилось.
Надо отдать должное Марату Гельману, смело вышедшему к манифестантам, с надеждой на диалог. В ответ, получив чуть ли не подзатыльник и плевок со стороны священнослужителя, галерист в срочном порядке был эвакуирован полицией.
Поразительно, но «протестанты», даже для приличия, не попытались зайти на выставку, дабы глянуть на содержимое.
Видео youtube.com / Опубликовано 16.05.2012 пользователем novayagazeta
Экспозиция, надо признать, ничего крамольного не содержит, напротив, она, очень познавательная, грамотная, возможно спорная, но увлекательная, расширяет кругозор и дает представление об иконе как о предмете искусства.
Особенно в этом евангелистическом цикле стоит выделить интересную работу, сделанную из пластиковой сетки, – «Тайная вечеря» краснодарских художников Егора Кузнецова и Андрея Блохина. Этакая реприза, взгляд, брошенный на искусство Леонардо да Винчи из наших дней.
Без Гельмана?
А начиналось все задолго до самой выставки. Как только разлетелся слух о строительстве Гельманом центра современного искусства на Кубани, в Чистяковской роще стали проходить акции недовольных деятельностью скандального галериста.
Против готовящегося гельмановского десанта выступил епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, позицию соседей поддержала Екатеринодарская и Кубанская епархия РПЦ, то есть лодка раскачивалась планомерно и со знанием дела.
А кто руководил этим процессом, преследовал меньше всего культурно-нравственные цели. Точкой кипения явилось сорванное открытие.
Правда, на следующий день с утра можно было спокойно прийти и посмотреть «богохульный» вернисаж.
Выставки также – без помпы – открылись в художественном музее имени Коваленко и в Краснодарском институте современного искусства (КИСИ), где, увы, не обошлось без инцидент.
На презентацию явились два молодых человека, далеко не интеллектуального вида, с целью пояснить, что такое искусство.
В результате «миссионеров» просто взяли за ноги и за руки и аккуратно вынесли из помещения, а выставка успешно продолжила работу. Продолжают функционировать и остальные экспозиции.
А вот церковь открестилась от участия в акции протеста, отмежевались и казаки от своих братьев.
Сделал заявление и Александр Николаевич Ткачев: «То, что сегодня представлено на выставке, – вполне пристойный взгляд современного искусства, который не оскорбляет церковь и чувств верующих. В этом я согласен с Всеволодом Чаплиным, который, будучи все-таки далеко не последним человеком в РПЦ, тоже не нашел в ней какой-то крамолы… Краснодар совсем скоро, я в этом уверен, станет центром современного творчества. Работа в этом направлении будет продолжена – с Гельманом или без него. Скорее без».
Вот это «скорее без», конечно же, расставило точки над i. Сам Марат Гельман на наш вопрос, что ему удалось сделать, а что нет, ответил: «У меня есть предложения и по территории, и по финансированию. Однако я должен получить у вас «самость», другими словами независимость, тогда лишь смогу что-то делать в Краснодаре, так как вашу власть не поменяешь, а работать в такой системе, существующей в крае, то есть в социализме, мне трудно. И заметьте, бюджетных денег в моих проектах нет».
Мастер политтехнологий
Но это одна сторона дела. Если же смотреть на Гельмана иначе, то галерист-первопроходец в этой ситуации хоть и выглядит жертвой, но лишь частично.
Мастер стеба, политтехнологий, медийных взрывов, провокаций и прочих рекламных акций, Марат Александрович, кажется, должен остаться довольным случившейся пиар-компанией.
Отчасти все поймались на эту удочку. Естественно, Гельман успешно отбыл к себе домой, а мы вынуждены расхлебывать заварившуюся кашу.
Сегодня деятели искусства и культуры Кубани даже собрали подписи под письмом, адресованным губернатору края, где говорится: «Мы просто не имеем права быть «дикими» невеждами, преследовать художников, пропагандировать ненависть к представителям искусства и т. д. Попытка «блокировать» выставку, попытка избиения М. Гельмана – это, на наш взгляд, не что иное, как новая форма варварства…»
Можно понять людей, написавших эти строки, так как Гельман, согласитесь, здесь всего лишь повод, лежащий на поверхности, причины, как всегда, закопаны глубже.
Будет не будет открыт центр современного искусства, это один вопрос. Готовы ли мы к нему, так как та горстка «крикливых цензеров» – это наши с вами собратья и члены нашего общества, от которых мы не можем откреститься, – другой момент.
Вопросов много, но бомба, заложенная Гельманом, сработала, и пока на нашем культурном фронте жарко.
Кстати, это касается и краевого театра драмы, где ныне пост творческого руководителя занимает еще один мастер стеба и «новаций», и где сегодня происходят такие «перфомансы», о которых Гельман может только мечтать.
Смотрите также:
- Марат Гельман рассказал «Эху Москвы» о своем «культурном шоке» в Краснодаре →
- «Клоунами рождаются». Максим Никулин - о цирке и современном зрителе →
- Импрессионист «по-кубански» →