Мы задались вопросом «Как на Кубани обстоит дело с вдохновением и что ему мешает?», в этом нам помог разобраться художник - импрессионист из Славянска - на - Кубани.
ДОСЬЕ:
Андрей Александрович Акатьев, родился в г. Кургане в 1960г. В 1979 окончил Сухумское художественное училище им. Чачба Республики Абхазия. Однокурсник знаменитых деятелей абхазской и мировой культуры: Л.Еник, Н. Логуа, Л. Бутба, Г. Гамгия. Живет в Славянске-на-Кубани. Преподает в детской школе художественных искусств в станице Петровской. Член Союза Художников.
Художник пишет пейзажи, портреты, социальные полотна, натюрморты. В конце 2010 была выставка в Сухуми, в феврале - марте - выставка в Краснодаре.
Работы: дворы в Ахтырке, «По святым местам», бытовые пейзажи. Серия работ по святым местам. Древнерусская архитектура.
Его прием письма «декоративность цветовых сочетаний» - близок к армянской и абхазской школе искусства.
- Как вы оказались на Кубани? Почему вы выбрали профессию художника?
Мои предки были выходцами из Донских казаков. В 20-е годы, после перелома, одна часть рода пошла в Турцию, другая - на Урал. Кстати, в Турции есть памятник на одном из полей, посвященный приходу казаков, выполненный Акатьевым, это, возможно, наш родственник. А дед мой, при восстании на Дону, собрал семью и уехал на Урал, там с бабушкой работал на заводе «Электромаш».
А подпольно изготавливали гребешки и кресты. Но пришли чекисты и, к счастью, не заметили под половицей люк, ведущий в цех, где сидел мой отец. На деньги, брошенные при осмотре в печь, купили дом в Кургане. Юг привлекал мою семью, поэтому в 60-е годы отец с семьей переехал на Кубань. Сначала папа работал в Орленке, сталкивался с детьми высокопоставленных лиц, которых охраняла КГБ. Эти ребята очень отличались в уровне образования, все, что отец хотел им преподать по искусству, они уже знали, ведь их учили знатоки музеев и художники.
Работа в Орленке не давала перспектив для моего обучения, и мы перебрались в Адлер. Самым близким художественным училищем было тогда Сухумское. Наш род всегда тянулся к культуре, дед был ремесленником, отец стал художником. С детства меня окружали альбомы по искусствоведению, и я впитывал в себя весь опыт прежних лет, и наблюдал, как отец пишет. Он и до сих пор живет в Адлере и пишет в реалистической манере, также играет на баяне. Я тоже пытался научиться играть на баяне, но понял, что клавишные и гитара мне роднее, но эти инструменты были не так распространены, и я взялся серьезно за учебу в художественном училище.
- Чем отличалась учеба в Сухумском художественном училище от, например, Кубанского худграфа? Чем запомнились учебные годы?
Мне повезло с местом учебы. Грузия и Абхазия в советские годы были оторваны от Московских и Питерских, а также Кубанских культурных процессов, но все же мы были в курсе столичных творческих процессов, также на равнее с этими у нас котировалось французское искусство импрессионизма, учились на Пикассо, Гогене, Сезане, Матиссе, Сальвадоре Дали, запрещенном в Краснодаре. В Москве в 1974 году проходила знаменитая бульдозерная выставка авангардистов, так ее деятели культуры просто разгромили. У нас же, в Абхазии, в те годы картины авангардистов висели без проблем.
Наш курс был каким-то невероятным. Я учился с большей частью знаменательных личностей в Абхазской культуре: Н.Логуа - министром культуры Абхазии, бывшим министром культуры Л.Еником, покойным Л.Бутба, известным художником Абхазии. Со мной жил знаменитый художник Игорь Чолария, оформлявший самый большой в мире пассажирский круизный лайнер Qeen Elizabeth II и создававший граффити для автомобилей концерна Вольво. А в Нью-Йорке выставлялся рядом с работами Родена.
Молодость была веселой и насыщенной, но гулять не удавалось часто, даже на девчонок не было времени, мы постоянно работали. Учеба не давала распускаться, искусство - это постоянная тренировка, если ты не рисуешь несколько дней - то это уже будет чувствоваться на картине. В то время мы слушали тяжелый рок: от хард до прогрессив рока и арт-рока. Преподаватели не мешали этим. Учеба и творческое развитие шло параллельно.
Неиссякаемые источники вдохновения
- Какими источниками вдохновения вы пользуетесь?
Рок-музыка дает свободу цвета и письма, импрессионизм выворачивает наружу душу картины, национальный колорит Кубани и Абхазии вдохновляет на цветовые эксперименты.
- Почему, на ваш взгляд, Сухумское училище не привлекает молодежь?
В то время училище было не то, что сейчас. На сегодняшний день главные его проблемы - это изолированность от России, к ним люди боятся ехать. Там нет художественных школ и поэтому не хватает подготовленных ребят, много времени уходит на преподавание азов рисунка, хотя преподавательский состав в училище очень сильный.
- Чем сейчас занимаетесь и с какими трудностями сталкиваетесь?
Недавно прошла выставка в Абхазии, в феврале и марте - в краснодарском Драмтеатре. Пытаюсь продавать картины, это не систематически получается. Много денег уходит на выставки, хорошо своими руками подрамники могу сделать. За печатную рекламу, которой еще в советские годы занимался вручную, приходится платить. Работаю в Краснодаре в мастерской и в Славянске - на - Кубани. Параллельно, в станице Петровской, учу детей в художественной школе.
В советские годы оформлял интерьеры, социальные объекты, рекламу.
«Профессия «художник» не котируется в стране»
- Вы работаете в художественной школе? Есть ли там истинные таланты?
Талант от Бога - очень редкий дар. На самом деле в работе должно быть 5% таланта и 95% труда. Поэтому развитие этого качества - длительный и сложный процесс, ребенок может идти и набирать профессионализм, а потом что-то произойдет у него в семье или в личном плане, и все угасает. В художественную школу поступают 100 человек - из 3-5 обычно бывает толк, а может даже и с одного. На личность должно повлиять много факторов, и очень важно, чтобы ребенок хотел заниматься. Нельзя сказать, что молодой человек точно станет художником, потому что это такая профессия, которая в последние 20 лет перестала котироваться в стране.
- Какова роль художника в современном процессе, и с какими трудностями сталкивается современный творец?
Художникам всегда было нелегко, но сейчас жизнь стала жестче, так плохо не было никогда. Художников оставили без господдержки. В СССР после крупных выставок ходила закупочная комиссия, выбирала картины, отправляла в Москву, и там картины покупали в музей. Эти деньги позволяли творцу жить достаточно долго, не думая о пропитании. Сейчас музеи просят работы в подарок, либо нет средств. Нет задачи - покупать, галереи завалены картинами, художники сами ищут покупателя. Или идут в преподавание, а чаще идут, кто как может работать. Посмотрите по телевизору анонсы в музеях, галереях, выставочных залах - одни шубы да меха! Все вынуждены зарабатывать деньги.
За персональные выставки художник платит сам: за все буклеты, баннера, принадлежности для картин. И не факт - что картину купят. Работаем на голом энтузиазме, не хочешь, сиди - тебя забудут на следующий день.
Сейчас задача художника сводится к эпатажу, шокированию публики. В Москве бешено популярны предметы современного искусства, которые трудно назвать искусством, зачем, спрашивается, ковырялся так долго в художественной школе, а потом в училище? Для того, чтобы бумажку скомкать и кинуть в угол? Я не против этого, но это «искусство» должно идти параллельно с традиционным, чтобы люди не забывали о своих великих корнях.
Америка и Европа уже упустила своих профессионалов классической живописи. Итальянцы потеряли свою школу реализма, они рисовать не умеют вообще, нет специалистов живописцев. Бизнес и коммерция зато развиты. Не дай Бог, нашему искусству такое пережить, а все предпосылки уже есть. Современный художник заканчивает Суриковский институт, а в итоге оказывается на улице, предоставленный сам себе, так и погибает искусство. Но я оптимист, искусство, было, есть и будет. Времена не выбирают, главное - не зацикливаться на одной проблеме.
Не потерять искусство, русскую школу, молодое поколение талантливых художников. На западе до сих пор ценят нашу школу рисунка и живописи, главное не убивать. У современных художников есть свобода и они могут выбирать творчество, поэтому этим надо пользоваться. Обидно, что в сериалах и кино показывают художников, как каких-то дурачков, безумных.
А какие проблемы вас волнуют на Кубани?
Волнует все, что происходит вокруг: огромные цены на все, и , конечно, то, что на Красной поляне, ради Олимпиады, губят очень ценные леса.