Почти половина браков оканчиваются разводом и почти в половине из миллиона семей, проживающих в крае, детей воспитывает только мама.
Вольно себя почувствовали
Когда-то разводы на Кубани слыли редкостью. Они случались и до революции, но скорее как нонсенс. В середине XIX века две казачки из старообрядческой среды решили развестись с мужьями, мотивируя решение желанием примкнуть к официальной церкви. Станичное начальство смутьянок вернуло мужьям и приказало высечь. Стойкость семьи в те годы почиталась превыше всего.
Получить развод до революции было крайне сложно. Освященный церковью повод был один: отсутствие супружеской жизни в течение долгого периода. Но и в случае, когда кто-то из супругов не мог исполнять обязанности, брак сохранялся. Мучились оба.
Если оценивать развод как масштабное явление, редкостью оно оставалось вплоть до Великой Отечественной войны. Массовым (несмотря на дефицит мужчин) стало в послевоенные годы. Больше стало и матерей-одиночек, и этого перестали стесняться.
- В одной экспедиции я спросил бабушку: когда у вас в станице нравы поменялись? Ответ был: «Да после войны. Бабы привыкли к колхозной жизни, стали получать зарплату и вольно себя почувствовали.
Стали мужиков по вкусу выбирать: сегодня - один, завтра - другой», - рассказывает Игорь Васильев, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра традиционной культуры.
В итоге к сегодняшнему дню мы пришли с показателями, от которых заведующий советского ЗАГСа застрелился бы. По данным Краснодарстата, в минувшем году в крае было зарегистрировано 50 660 браков и 24 830 разводов. На каждую тысячу браков - 490 разводов: почти половина семей распадается.
По мнению нашего эксперта, причина, разрушающая семьи, индивидуализация человека.
- Традиционные коллективы семьи и общины канули в прошлое, потому что появилась привычка и возможность выбирать спутника жизни, - поясняет Игорь Юрьевич. - А ведь в старину этого не было. Наши предки не выбирали не то что супругов, но даже и личный круг общения! Он был задан от рождения, человек должен был общаться, с кем положено.
У представителей кавказских, среднеазиатских народностей эти устои до сих пор соблюдаются. Круги общения - родственные и земляческие - не зависят от их воли. Они просто есть. С каждым из своего круга общаются, помогают ему, поддерживают - потому что так положено. Свои эмоции, симпатии и антипатии люди привыкли держать при себе. А у нас каждый сам определяет круг общения, родовые связи исчезли. Часто не общаются между собой даже близкие родственники. На определенном этапе это приводит к распаду социальных связей...
Не хочу жениться
Краснодарский психолог Ирина Сапогова акцентирует: для казачьей дореволюционной семейной культуры был характерен патриархальный уклад. Главный - мужчина, воин, защитник, хозяин. Женщина «держала дом» и обладала крайне низким социальным статусом.
В результате революций и войн элиту казачьего сословия мы потеряли. Кого-то убили, кто-то бежал от репрессий. Мы получили новое поколение мужчин, выращенных и воспитанных вдовами. Не зная отцовского влияния, авторитета дедов, к жизни они оказались менее приспособленными, чем их ровесницы.
В то же время женщины за годы советской власти не только «почувствовали волю», в том числе сексуальную. Приучились не только тащить на себе дом, хозяйство, детей, но и конкурировать с мужчинами на работе.
И когда в кризис 90-х многие мужчины растерялись и потерялись, проявили большую гибкость, лояльность, приспособляемость. Многие стали больше зарабатывать.
Это привело к появлению нового класса сильных женщин, воспитанных на примере сильных матерей. Молодые потомки казаков им кажутся инфантильными и не устраивают их в роли мужей и отцов.
Мужчины, в свою очередь, на эти роли особенно и не претендуют. Казачья семейная культура для них уже отвлеченное понятие. Многие жениться, брать на себя ответственность вообще не хотят. Они нацелены на карьеру.
Что дальше?
Рожаем все меньше, семьи создавать не хотим. Приведет это… к возрождению старинного уклада, старой семейной культуры.
- Это неизбежно, - делает парадоксальный вывод Игорь Васильев. - Однако возрождение произойдет не под влиянием пропаганды, каких-то позитивных процессов. Все случится само по себе, когда обвалится экономика, произойдет социальная архаизация. Люди захотят жить и опять начнут друг друга любить, уважать и сохранять полные семьями. Жизнь их заставит.
Васильев убежден: современная цивилизация исчерпала ресурсы развития. Давно нет фундаментальных научных открытий, измельчала культура.
В обществе началось торможение и, как следствие, регресс. Сегодняшний затяжной экономический кризис - свидетельство того, что сложившийся в европейских странах уклад жизни доживает последние десятилетия.
Когда он разрушится полностью, будет восстановлен уклад, основанный на традициях общинности, коллективизма, семейности и религиозности.
Исследования Ирины Сапоговой на Кубани показали, что мужчина-кавказец (адыг, осетин) считает себя в первую очередь добытчиком и отцом. Его установка: «Я - отец, я - муж». Славянин, в том числе считающий себя казаком, прежде всего желает видеть себя профессионалом, богатым, умным и красивым. Слово «отец» зачастую не озвучивалось вообще.