Гран-при «Киношока» взял казахский вариант рассказа Эрнеста Хэмингуэя

пресс-служба кинофестиваля © /

В воскресенье, 22 сентября, в Анапе завершился Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. В течение недели жюри под председательством режиссера Анатолия Васильева, основателя театра «Школа драматического искусства», отсмотрело 75 картин, то есть более 10 фильмов в день. Названы победители не только основного конкурса, но и конкурса короткометражек «Границы шока», и телефильмов «ТВ-шок», и детского кино «КиноМалыШок».

   
   

Российские режиссеры в основном конкурсе благополучно пролетели мимо всех позиций. Закрепиться удалось лишь в «КиноМалыШке» и конкурсе телефильмов.

«АиФ-Юг» рассказывает о фильмах завершившегося «Киношока», которые завоевали основные награды.

Старик без моря

Гран-при фестиваля получил казахский фильм «Шал» (в переводе «Старик»). Причем претензий к нему не было никаких, даже со стороны критиков. Возможно, не последнюю роль сыграл в этом сюжет картины, почерпнутый у Эрнеста Хэмингуэя. «Старик» сразу напомнит вам известнейший рассказ «Старик и море». Но у режиссера Ермека Турсунова не картина по мотивам, а собственное переосмысление литературного материала.

«Великая степная мораль о необходимости делать добро и не ждать в ответ благодарности, о неспешном и несуетном течении времени без жажды наживы и богатств, о неприхотливости и самодостаточности, о неразрывной связи с легендарным кочевым прошлым нынешних ее наследников» – так охарактеризовали картину организаторы «Киношока».

Если проще, то это лента о казахском старике, заблудившемся в степи, где ему приходится отбиваться от стаи волков, пока внук ищет его со спасателями. Силы вроде бы неравны и явно на стороне хищников… Но старик на то и Старик, что сможет выйти из смертельной схватки победителем.

Ерболат Тогузаков, сыгравший старика, получил приз кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Тем более интересно, что он не профессиональный актер и эта роль первая в его карьере. Ерболат работал в кино администратором, но неожиданно Турсунов доверил ему главную роль, кастинг на которую был огромный. Ну, и не прогадал режиссер, хотя сам Тогузаков даже пытался его отговорить.

   
   

Кстати, «Шал» – это вторая часть трилогии. Первый фильм – «Келин» («Невестка») – гимн женщине-матери, а третий, заключительный, «Кенже» («Младший брат») должен выйти в следующем году.

Кстати, помимо приза «Киношока», «Шал», вышедший на экраны год назад, имеет и другие награды – например, премии Казахстана как лучший фильм года.

Дочки-матери

Картина Марии Саакян «Это не я» рассказывает о непростых отношениях матери и дочери. Фото: пресс-служба фестиваля

Вторым по важности фильмом ушедшего «Киношока» стала картина Марии Саакян «Это не я». Она взяла призы «За лучшую режиссуру» и «За лучшую операторскую работу». Однако фильм из Армении вызвал диаметрально противоположные отклики, вероятно, из-за необычного сценария.

В центре повествования семья успешной женщины-карьеристки Соны, которая дирижирует мужским хором, и ее дочери-подростка Эвридики. Пока мама ездит туда-сюда с концертами, девочка, выросшая без отца, копается в себе, предается хандре и не может найти свой путь в жизни. В результате уходит в фантазии, почерпнутые из ее любимой Интернет-игры… Таким образом, картина периодически из реальной переходит в плоскость виртуальную и наоборот.

ХХ век глазами эстонских влюбленных

«Живые картинки» эстонского режиссера Харди Вольмера, напротив, отметили за сюжетную линию. Картина получила призы «За лучший сценарий», «За лучшую женскую роль», а также приз кинопрессы.

Это мелодрама о жизни эстонской пары, стартующая в начале ХХ века и завершающаяся перед началом нового тысячелетия. Они стали свидетелями всех важных событий той эпохи, и фильме их дом поэтапно превращается то в революционный музей, то в салон для немцев, то в рабочую коммуну. Неизменными оставались лишь кинозал, в котором проецировались на экран живые картинки, и любовь Джулиуса к Хельми.

Пионеры и собака

В лучшем фильме для детей пионеры спасают бездомную собаку. Фото: пресс-служба фестиваля

В конкурсе «КиноМалыШок» лучшим стал российский фильм «Частное пионерское». Режиссер Александр Карпиловский ставит в кино рассказы Михаила Сеславинского советского времени. Действие разворачивается в 70-е годы, но оказывается актуальным и поныне.

В основе сюжета – такая важная сегодня дискуссия о защите бездомных животных. Одного из героев пионера Мишку, чуть не утонувшего в реке, спасает бродячий пес. Они очень подружились, но неожиданно собака оказывается у скорняка, где ее ждет неминуемая гибель. Пионеры пытаются ее вызволить.

О русском языке

Среди короткометражек лучшей стала «Чайка» из Кыргызстана. Режиссер Елизавета Стишова рассказывает о сельском учителе в школе на Иссык-Куле, который пытается привить своим ученикам русский язык. Несмотря на то, что Кыргызстан уже давно отдельное государство.

АПриз получил киргизский фильм о том, как сельский учитель пытается привить ученикам любовь к русскому языку. Фото: пресс-служба фестиваля

Бюджет съемок этого небольшого фильма составил 35 тысяч долларов. Картина уже получила Гран-при на Форуме молодого кино в Бишкеке и на Российском кинофестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» в Москве.

В конкурсе телефильмов первую премию взяла российская картина «Мне это не касается». Ее автор – настоятель собора в Новосибирске Александр Новопашин. В ленте подняты проблемы наркомании и реабилитации наркозависимых людей.  

Смотрите также: