Чем выше уровень – тем выше оценка
– Татьяна Павловна, как вы думаете, что конкретно должно сделать государство, чтобы вернуть престиж профессии?
– Ключевая роль в школе принадлежит учителю, которому со стороны общества и государства в целом уделяется все более пристальное внимание.
Перед нами стоит задача создать системы нравственных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших преподавателей, повышения их квалификации, привлечения молодых, талантливых и творчески мыслящих людей.
Не первый год из федерального бюджета выделяются значительные средства на поддержку образовательной сферы в рамках национального проекта «Образование». Эти средства идут на поощрение лучших педагогов и общеобразовательных учреждений, которые внедряют инновационные образовательные программы. Школы значительно улучшили свое материально-техническое состояние, получили доступ к высокоскоростному Интернету.
За последние четыре года 1634 учителя края награждены премией Президента РФ в размере 100 тысяч рублей, более 23 тысяч педагогов государственных и муниципальных образовательных учреждений получают ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, средний размер которого составляет 904 рубля.
С 2007-го по 2009 год Краснодарский край участвовал в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) и пополнил бюджет края почти на 1,3 млрд. рублей. Одним из направлений проекта стало введение с 1 января 2007 года новой системы оплаты труда, что позволило повысить среднюю заработную плату учителей более чем в 2,3 раза (с 5740 рублей до 13 474 рублей).
В настоящее время на стимулирование работы учителей направляется более 20% фонда оплаты труда педагогических работников. Средняя заработная плата 10% самых высокооплачиваемых учителей общеобразовательных школ составляет 22 и более тысяч рублей, 10% самых низкооплачиваемых – 8,4 тысячи рублей.
Совершенствование системы оплаты труда обеспечило не только рост уровня заработной платы, но и ее дифференциацию в зависимости от результатов деятельности каждого отдельного педагога и педагогических коллективов в целом.
А главное – осуществлен уход от уравниловки в оценке труда учителей. И в первую очередь – в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы.
– Расскажите, а планируются ли какие-то социальные программы для учителей?
– Да. Закон Краснодарского края
№ 1670-КЗ от 09.12.2008 г. «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие образования в Краснодарском крае» на 2009 – 2010 годы» пре-
дусматривает частичную компенсацию удорожания стоимости питания педагогических работников государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, школ-интернатов из расчета 11,5 рубля в день на одного человека.
Кроме того, в администрации края на согласовании находится проект, по которому с 1 марта 2010 года по инициативе губернатора планируется установить из краевого бюджета доплату педработникам в размере 1000 рублей в месяц за осуществление функций классного руководства.
– Что в рамках Года учителя планируется сделать в школах, системе образования в целом?
– В настоящее время принимается развернутый план проведения Года учителя в Краснодарском крае. Возглавляет региональный оргкомитет вице-губернатор Галина Дмитриевна Золина, объединившая работу 5 департаментов администрации Краснодарского края на благо учителей Кубани.
В течение Года учителя планируется организовать театральные абонементы для педагогов, уделить особое внимание их оздоровлению, чествованию ветеранов педагогического труда, учителей, подготовивших победителей олимпиад и творческих конкурсов.
На конкурсной основе будут подготовлены и поощрены учителя, которые являются лидерами системы образования и составляют ядро развития профессионального педагогического сообщества края.
Наши школьники и студенты благодаря различным творческим конкурсам получат возможность рассказать обществу о роли учителя в их судьбе, о первой учительнице.
Этот год – время обсуждения вопросов профессионального развития современного учителя, его открытого диалога с обществом.
Мы надеемся на эффективное взаимодействие со СМИ, которые продолжат освещать проблемы образования.
Каждый муниципалитет примет активное участие в реализации регионального плана проведения Года учителя, а также добавит свои краски в его палитру.
А кадры кто?
– Татьяна Павловна, кто сегодня учит наших детей? Существует мнение, что в последнее время на педагогические факультеты идут те, кто не может пробиться на более престижные. Получается, что в педвузах учатся те, кто в школе знаниями не блистал? Чему они могут научить детей?
– Действительно, это серьезный вопрос. И поэтому важная роль сейчас принадлежит организации эффективной профориентационной работы, формированию мотивации к выбору учительской профессии. Сегодня учебные заведения все активнее используют современные формы такой работы.
В качестве примера можно привести реальную систему социального партнерства, как особого типа взаимодействия с образовательными учреждениями, а также иными учреждениями социально-культурной сферы, созданную в ГОУ СПО «Ленинградский педагогический колледж». Здесь действует мобильная передвижная лаборатория профориентации и повышения квалификации, в состав которой входит и автобус «ИВЕКО» на 20 посадочных мест, оборудованный комплексом мультимедийной аппаратуры. При выездах в конкретные школы данная лаборатория позволяет использовать мультимедийные презентации, показ рекламных роликов. Дополнительной изюминкой в профориентации является выезд в составе этой лаборатории студенческой агитбригады «Мы – педагоги». Реальное и неформальное общение студентов с будущими абитуриентами позволяет профориентационную работу сделать более убедительной и достоверной. Такие выезды проводятся ежегодно во все северные районы Краснодарского края, а также на ярмарки вакансий учебных мест.
В течение многих лет Армавирский государственный педагогический университет сотрудничает со школами города Армавира. В результате этого взаимодействия открыт лингвистический лицей на базе школы № 5. На математическом факультете действует «Малый математический факультет». На его базе школьники 5-11 классов могут получить дополнительные знания по математике, познакомиться с азами педагогической науки. Кроме того, используются новые технологии обучения, практические занятия в образовательных учреждениях проводятся на современном оборудовании. И те мальчишки и девчонки, которые пришли в педвузы, подтягиваются в учебе. Им становится интересно учиться, заниматься с ребятами на практике, что в конечном итоге и определяет выбор будущего места работы.
Больше половины выпускников педвузов (60%) устраиваются по специальности. И это осознанный выбор. А результатами их педагогической работы можно считать показатели ЕГЭ. Они в Краснодарском крае либо на уровне средне российских, либо выше.
– Как обстоит кадровый вопрос в глубинке? Хватает ли учителей, или, наоборот, там даже конкурс?
– К сожалению, больше половины вакантных мест в общеобразовательных учреждениях приходится именно на сельские районы. На 1 января 2010 года 193 вакансии из общего числа (всего по краю – 351) ждут учителей в сельских школах. По-прежнему больше всего школы нуждаются в учителях иностранного, русского языков и математики.
Ищем таланты
– Одним из главных направлений образования, по словам президента, должен стать разветвленный поиск талантливых детей. Делается ли что-нибудь в этом отношении у нас в крае?
– Популяризации наук и выявлению талантливых ребят на Кубани служит система предметных олимпиад из перечня всероссийских олимпиад школьников. В этом перечне 21 олимпиада. Это астрономия, биология, география, информатика, иностранные языки (немецкий, английский и французский), история, литература, математика, обществознание, право, русский язык, технология, физика, химия, экономика, экология, физическая культура и по предмету «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». В Краснодарском крае с начала этого года уже 19 олимпиад определили сильнейших.
Участие в наиболее массовых, первых, этапах олимпиады (школьных, муниципальных) привлекает школьников своим развлекательным и соревновательным мотивами, повышает интерес к углубленному изучению предметов, а также дает возможность попробовать свои силы в различных науках и направлениях учебной деятельности. Об этом говорят и цифры: в 2009 году более 114 тысяч учащихся приняли участие в школьном этапе и почти 78 тысяч– в муниципальном.
Другой формой выявления талантливых детей стала кружковая работа в школах и специализированных центрах Малой академии наук учащихся Кубани. В 727 научных обществах занимается почти 21 тысяча школьников. Презентация лучших научных проектов проходит в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Как показывает жизнь, многие участники и победители олимпиад, а также юные кружковцы в дальнейшем становятся признанными учеными в своих областях.
По ЕГЭ – одни из лучших
– Как вы оцениваете качество образования в Краснодарском крае? Как оно меняется в течение последних 5–10 лет? Повлияло ли на качество образования введение ЕГЭ?
– Одна из задач нашей новой школы – дать качественные знания каждому ученику. И наиболее объективным мерилом их уровня сегодня является единый государственный экзамен.
С 2003 года Краснодарский край принимает участие в эксперименте по сдаче государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ. К сожалению, в первые годы проведения экзамена результаты по математике были слабыми. До 40% учащихся получали «двойку».
Поэтому с 2005 года на территории края одной из форм подготовки к экзамену стало проведение краевых диагностических работ, которые помогают определить уровень знаний по основным изученным темам. Результаты тщательно анализируются. На основе анализа разрабатываются методические рекомендации для учителей-предметников и учащихся.
В результате этой работы снижен процент «двоек» по математике в 11-м классе с 37,3% в 2005 году до 7,1% в 2009-м.
В прошлом году выпускники средних школ Краснодарского края сдавали экзамены в форме ЕГЭ по 13 предметам. Доля ребят, преодолевших порог успешности по 6 предметам (русскому языку, информатике, химии, биологии, географии, иностранному языку), больше, чем в целом по России. Наши выпускники показывают стабильные результаты ЕГЭ уже в течение трех лет.
В итоге процент выпускников, поступивших в кубанские вузы в 2009 году, по сравнению с данным показателем 2008 года повысился на 15,2%.
Участие в проведении ЕГЭ общественных наблюдателей, а их было 3069 человек на 224 пунктах проведения экзамена, повысило доверие учащихся и их родителей к результатам ЕГЭ. Опрос общественного мнения свидетельствует о том, что большинство родителей считают результаты ЕГЭ своих детей объективными (91% опрошенных).
По итогам сдачи двух основных экзаменов можно судить не только о конкурентоспособности отдельного выпускника, профессиональном уровне и ответственности педагогов, но и об успехе района в целом.
Лучший уровень подготовки выпускников показали в 2009 году города: Краснодар, Геленджик, Армавир и Новороссийск, а также Белоглинский район.
Нельзя недооценивать потенциал, который дает школа. Нынешний успешный выпускник – это состоявшийся профессионал завтра, главный залог развития и процветания города, станицы. Конечно же, ЕГЭ выявил и наиболее способных школьников. Максимальное количество баллов (100), как и в прошлом году, набрали 26 выпускников (17 – городских школ, 9 – сельских).
Детям-инвалидам лучше в нормальной среде
– Татьяна Павловна, расскажите, что такое инклюзивное образование, и есть ли в школах Краснодарского края опыт такого подхода к детям?
– Одним из главных направлений деятельности департамента образования и науки, муниципальных органов управления образованием является создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Эту деятельность можно условно разделить на два направления:
– обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
– обучение и воспитание детей этой категории в общеобразовательных учреждениях, включение их в образовательное пространство совместно со здоровыми сверстниками – инклюзивное образование.
В настоящее время системой коррекционного образования в Краснодарском крае охвачено около 27 тысяч детей. В полном объеме завершены работы по созданию безопасных условий пребывания детей в коррекционных школах и школах-интернатах, а их обучение осуществляют 1445 учителей. Проблемой остается тот факт, что только 15% из них имеют специальное дефектологическое образование. Она решается департаментом образования и науки посредством организации и проведения курсов повышения квалификации учителей и воспитателей специальных коррекционных учреждений на базе Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования. В 2009 году Славянским государственным педагогическим институтом проведена переподготовка 25 педагогов по специальности «Олигофренопедагогика», так как количество учреждений для обучения детей с умственной отсталостью в этом районе наибольшее в крае и потребность в повышении педагогической компетентности их работников очень велика. Кроме того, в течение 2009–2010 учебного года будут проводиться семинары для учителей-предметников, узких специалистов, воспитателей всех коррекционных учреждений в целях совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.
В организации специального образования в крае, безусловно, достигнут положительный опыт. Максимально удовлетворяется потребность детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными нарушениями в специальных (коррекционных) учреждениях. Для своевременного выявления проблем в развитии детей и оказания им адекватной помощи во всех 44 муниципальных образованиях созданы и активно действуют территориальные психолого-медико-педагогические службы.
Вместе с тем система специального образования, особенно в условиях интернатных учреждений, не может с учетом современных требований обеспечить полноценную социализацию детей с проблемами в развитии. Это, во-первых, обусловлено оторванностью детей от семьи; во-вторых, коллективное воспитание не всегда успешно развивает индивидуальные способности детей. К тому же обеспечить образование всех детей с ограниченными возможностями здоровья только в специальных учреждениях не представляется возможным.
Реализация инициативы «Наша новая школа» диктует необходимость определения новых подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким, безусловно, является инклюзивное образование.
В настоящее время в 1195 общеобразовательных учреждениях с контингентом около 544 тысяч учащихся обучается более 4,4 тысячи детей-инвалидов. В 2009–2010 учебном году предпринимаются дополнительные меры по созданию условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
К 1 сентября 2009 года в 17% общеобразовательных школ были созданы такие условия. В ряде районов пандусами, оборудованными путями движения, специальными санитарно-гигиеническими комнатами оборудовано до 60% образовательных учреждений.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные школы. Мало построить пандусы и оборудовать туалетные комнаты – необходимо изменить отношение общества к проблемам и нуждам детей-инвалидов, формировать толерантность, пропагандировать ценность каждой личности, не зависимо от физического развития.
Правильность такого направления подтверждается и результатами опроса педагогов, родителей, учащихся.
Безусловно, развитие инклюзивного образования не может осуществляться без создания условий для сохранения и укрепления здоровья и развития способностей всех учащихся, поддержки талантливых и одаренных детей.
Учитывая это и понимая всю важность предстоящей работы, департамент образования и науки пошагово и комплексно реализует все запланированные мероприятия совместно со школами Краснодарского края. Мы сможем построить нашу новую школу для каждого без исключения ребенка. Из специального образование должно превратиться в инклюзивное, позволяющее включать в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Самые умные
– Какие районы можно назвать особенно «образованными» (где работает большое количество заслуженных учителей и учится медалистов)? С чем это связано?
– Если выделить такой критерий «образованности», как качество знаний, показываемый выпускниками на государственной (итоговой) аттестации, то можно назвать города и районы, выпускники которых наиболее успешны, то есть демонстрируют по большинству предметов средний балл выше среднекраевого. Традиционно это крупные города: Краснодар, Сочи, Новороссийск и Армавир, имеющие высокий кадровый потенциал, и группа районов: Новокубанский, Ленинградский, Каневский и Тимашевский – с достаточно развитой экономикой и крупными населенными пунктами.
Но есть районы, такие, к примеру, как Курганинский и Белоглинский, где показатели на экзамене в форме и по материалам ЕГЭ выше среднекраевых, и эти успехи можно отнести за счет грамотного управления процессом образования.
В Краснодарском крае в 2008–2009 учебном году в среднем награждены золотой и серебряной медалью «За особые успехи в учении» 8,9% выпускников. Для сравнения, в Краснодаре этот показатель 11,5%, в Каневском районе – 10,8%, Ленинградском – 9,6%, Новокубанском – 17,9%, Курганинском – 9,8%.
Что касается учителей, то только в 2009 году награды Министерства образования РФ и Краснодарского края получили более 750 человек. Из них наибольшее количество в Краснодаре – 102 педагога, Сочи – 60, Армавире и Анапе – по 16 человек.