Бархатное кино

   
   

От Молдовы до самых до окраин

Анапа опять стала южной киностолицей. На открытии фестиваля руководитель администрации президента России, председатель Оргкомитета «Киношока» Сергей Нарышкин подчеркнул, что «фестиваль «Киношок» – это один из самых авторитетных киноконкурсов на постсоветском пространстве. Он объединяет тех, кто своими талантами обогащает наше общее культурное пространство». Кстати, в отличие от сочинского «Кинотавра», более динамичного и пафосного, «Киношок» более демократичный, домашний, с посиделками до утра именитых режиссеров и начинающих сценаристов, телевизионщиков и критиков, дерущих глотки на вечерних разборах полетов, именуемых пресс-конференциями. Тут кино с утра до вечера, разное кино, много кино…

Кино, которое нигде не увидишь: потому что СНГ есть, а посмотреть фильм из Молдовы сложнее, чем голливудскую новинку… В Москве Анжелину Джоли проще застать, чем прибалтийскую актрису…

В этот раз звезд было мало, зрители с мыльницами на подступах к красной ковровой дорожке крутили головами в поисках знакомых лиц, которых было раз два и обчелся. Звезд было мало, а фильмов хороших много.

Геополитически основной конкурс XIX «Киношока» был безупречен. Из пятнадцати бывших советских республик в нем представлены двенадцать (отсутствовали Грузия, Латвия и Туркменистан). От Узбекистана был представлен «Постскриптум» Елкина Туйчиева; от Казахстана – «Дорогие мои дети» Жанны Исабаевой. Литовское кино показало «Евразийца» Шарунаса Бартаса и «Омут» Гитиса Лукшаса; таджикское – «Истинный полдень» Носира Саидова; азербайджанское – «Куклы» Чингиза Расулзаде; белорусское – «Масакра» Андрея Кудиненко; армянское – «Не смотри в зеркало» Сурена Бабаяна; российское – «Овсянки» Алексея Федорченко и «Элизиум» Андрея Эшпая; киргизское – «Светаке» Актана Арыма Кубата; эстонское – «Снежная королева» Марко Раата; украинское – «Счастье мое» Сергея Лозницы. Был в конкурсе даже такой редкий гость, как Молдова (в копродукции с Румынией) – «Свадьба в Бессарабии» Напа Тодера. И это интересно. Разные по стилю и национальному колориту, но все, безусловно, талантливые. Литовская сдержанностью и шумное раздолье молдаван; доброта щедрых казахов и чисто русская меланхолия, не проходящая никак с чеховских времен – все это присутствовало в этих фильмах …

«Бульба – хорроР» на анапских берегах

   
   

Особо была отмечена Белорусь. Специальная программа XIX Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии посвящена белорусскому кино. Чтобы представить цикл показов «В фокусе – Беларусь» на «Киношок» в Анапу приехала самая многочисленная делегация. Многие за свой счет, потому что, оказывается, в этой стране так дружно берегут бюджетные деньги, что оплачивают только командировку сроком в 3 дня… То, что длится больше, уже за свой счет… Даже если ты представляешь свою страну за рубежом… Вот такая вот бережливость…

Тем не менее, в Анапе была большая делегация и много фильмов. За работу режиссера Дмитрия Лося «Трамвай в Париж» все дружно болели на зрительском конкурсе «ТВ-шок», ночью аплодировали лучшим белорусским анимационным фильмам, а в главном конкурсе полнометражных фильмов пытались определить, в каком жанре создана картина Андрея Кудиненко «Масакра». Сам режиссер (название в переводе означает «кровавая бойня», «кровопролитное убийство») утверждал, что изобрел новый вид комических ужасов «бульба-хоррор». «У кого есть юмор, тот поймет», – на всякий случай пояснял Андрей Кудиненко.

Ну а что вы хотели? Вы же на «Киношоке»... На пресс– конференции руководитель департамента кинематографии министерства культуры Беларуси Андрей Бычков рассказал, что сумма господдержки кино в Беларуси сейчас доходит до десяти миллионов долларов в год. «Но мы доживаем последние так называемые социалистические месяцы, когда кинопроизводство стопроцентно финансируется государством», – посетовал он. Однако более оптимистичны были молодые белорусские режиссеры: «Нам можно делать все. И развивать национальные жанры, и придумывать что-то свое». Вот так, и Батька им, оказывается, не помеха..

Прибалтийское нашествие

Однако, несмотря на разнообразие, настоящими победителями стали прибалты. В этом самом конкурсе короткометражек, а также в секции «Неформат» опять победили балтийские кинематографисты. Оба из Эстонии и оба с документальными фильмами, посвященными кино и телевидению. Трогательная история Манфреда Вайнокиви о забытых всеми режиссерах называется «Веселые старые пердуны», это своего рода напоминание о том, что все бренно…Убеленные сединами и некогда именитые кинематографисты вспоминают былое, подчеркивая при этом, у одного 5 строчек в энциклопедии, у другого 15. Другой фильм – расследование на тему отношений советского и западного телевидения Яака Килми — «Диско и атомная война».

Жюри игрового конкурса также не оставило Эстонию без награды. Актриса Хелен Мерзин получила приз «За лучшую женскую роль» — за работу в картине «Снежная королева». Я бы дала ей орден Мужества. На протяжении всей ленты ее героиня живет доме из настоящего льда, который якобы должен помочь победить ей болезнь… Сниматься в этом холоде актрисе приходилось по несколько часов в день.

«А было очень холодно, – рассказывает говорит актриса, – минус 17…»

То, что главный приз — «Золотая лоза» — уедет в Литву и достанется Шарунасу Бартасу за картину «Евразиец», казалось настолько бесспорной наградой, что последние дни «Киношока» лишились главной фестивальной интриги. Вот прямо сразу же после того, как где-то в середине пути «Киношока» показали фильм и линия видимого киногоризонта отодвинулась куда-то далеко-далеко... Зал был полон, и смотрел фильм на одном дыхании. «Евразиец» — своего рода литовский боевик, выстроенный как экзистенциальная драма бывшего наркоторговца, который сделал попытку вернуться к нормальной жизни, а оказался за порогом смерти…. Тема не нова, но сделано все так, что оторваться не можешь. Вот что такое магия настоящего кино.

Бартас был любимчиком «Киношока». Кстати, в этом фильме он был в разных лицах – режиссер, автор сценария, оператор, а заодно исполнитель главной роли. О нем и его картинах последнее время говорят с очень большим придыханием. Шарунас Бартас в 89-м году создал в Вильнюсе первую независимую киностудию «Кинема», в 90-м дебютировал как режиссер. Кажется, награды к нему притягивались, как намагниченные, хотя угодливых телодвижений по данному поводу Бартас никогда не совершал — сложно назвать более независимого, закрытого и харизматичного режиссера.

Таким образом, повторяется история 2007 и 2008 годов, когда все главные награды «Киношока» отправлялись в Прибалтику. Россия, впрочем, тоже не осталась без наград. Фильм «Овсянки» Алексея Федорченко получил награду за лучшую режиссуру, а за лучшую операторскую работу приз достался Сергею Юриздицкому за ленту «Элизиум» режиссера Андрея Эшпая .

Жителям и гостям Анапы повезло, как всегда: они встречались с любимыми кинематографистами, смотрели бесплатно лучшие фильмы на площади. А сколько фоток было сделано, не счесть! Некоторые даже приходили с альбомами, в которых собрана история «Киношока». А в станице Гостагаевской могли даже вместе затянуть казачью песню и выпить на брудершафт….

Итак, фестиваль окончен. Где же еще в России можно будет увидеть кино, снятое на бывшем едином пространстве?...Остается только жалеть о том, что фильмы «Киношока», скорее всего, в российском прокате не появятся, пока не будет выстроен обещанный Никитой Михалковым Центр отечественного кино, в котором он обещал выделить целый отдельный зал для кино постсоветского пространства. Об этом глава Союза кинематографистов России заявил в Анапе, куда он приехал со своим фильмом. А он, по-моему, умеет добиваться своих целей…

«Отсутствие идей – мировая проблема кинематографа, – посетовал утомленный солнцем Михалков. – Мы отбили у народа желание смотреть наше кино. Мы нашими фильмами разрушаем сознание зрителя. И созидательная сила национальных кинематографий, к сожалению, утрачена», – отметил мэтр. Впрочем, судя по «Киношоку», этого не скажешь. Идей было предостаточно, как и фильмов, над которыми хочется долго размышлять и которые долго еще будут жить в твоем сердце…

Смотрите также: