Мастер офорта. За что художница Устрицкая любит старую технику гравюры

Надежда Устрицкая (крайняя справа) стала хранительницей исторического облика Краснодара, так как в свое время делала зарисовки тех старых домов в центре города, многие из которых сегодня снесли. © / Надежда Устрицкая / Из личного архива

Надежда Устрицкая шутит, что начала создавать свои работы еще в три года. Она рисовала на стенах дефицитными шоколадными конфетами и однажды даже превратила в холст мамин паспорт, который после этого пришлось менять. В итоге девочку отдали в художественную школу, ставшую для нее любимым местом. Родители даже использовали эту страсть дочери в воспитательных целях. Если она получала плохую оценку в обычной школе, то ее лишали художки в качестве наказания. Потом Надежда записалась в секцию горного туризма, что предопределило тему ее первых выставочных работ. В то время она создавала их традиционным способом, но после поступления на художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета и близкого знакомства с офортом ее творческая жизнь изменилась навсегда. Эта техника пленила художницу с первой гравюры.

   
   

Тиражная графика с сюрпризом

«Офорт существует еще со времен Дюрера и Рембрандта, - рассказывает Надежда Устрицкая. - Это одна из разновидностей гравюры, позволяющая получать оттиски с печатных форм. Процесс создания таких работ сложен и трудоемок, поэтому случайные люди не задерживаются. Здесь требуется больше рассудительности и взвешенности, чем в живописи. Надо же сначала хорошо подумать, чтобы просто не испортить кусок металла, с которого делается оттиск. Хотя офорт - это тиражная графика, каждая новая копия чем-то отличается от предыдущей. Благодаря элементу случайности и непредсказуемости при создании каждого оттиска замирает сердце. Все это дает мне ощущение радости и какого-то чуда».

Хотя офорт - это тиражная графика, каждая новая копия чем-то отличается от предыдущей. Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Про это направление изобразительного искусства художница может рассказывать очень долго и только манер офорта навскидку называет штук двадцать. Они отличаются способами создания печатных форм, нанесения красок и соответственно конечным результатом.

Помимо специфических технических познаний, этот вид гравюры требует от художника еще и серьезных денежных вложений. Цена хорошего офортного станка начинается с десятков тысяч рублей. Учитывая все это, неудивительно, что офортистов в Краснодаре можно пересчитать по пальцам. А значит, и конкуренция намного ниже, чем у тех же живописцев. Это тоже можно назвать одним из преимуществ офорта. Хотя в любом случае востребованность художника, в первую очередь, зависит не от выбранного им направления в искусстве, а от самого творчества, что доказывает и пример Надежды Устрицкой.

Певец краснодарских трущоб

В студенческие годы ее часто называли певцом краснодарских трущоб. Такое прозвище Надежда Устрицкая получила за то, что очень любила делать рисунки старых улочек, закоулков и двориков своего родного города. Страсть к этим образам она пронесла сквозь годы и даже сама не заметила, как стала настоящей хранительницей исторического облика кубанской столицы. А помог ей в этом, как ни странно, озвученный в свое время властями план по сносу значительной части Краснодара. Сегодня бы это называли модным словом «реновация».

«Я пришла в ужас, когда в середине двухтысячных годов было решено приватизировать и перестроить исторический центр, - продолжает Надежда Устрицкая. - Я посмотрела этот план и стала бегать фотографировать все старые здания. Я очень-очень беспокоилась. Но благодаря этому у меня сложился целый архив со снимками старого Краснодара. Многие строения, которые я тогда запечатлела, уже действительно исчезли с карты города».

   
   
Художница проиллюстрировала роман Виктора Лихоносова «Наш маленький Париж». Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Краснодарская тема очень долго была основной в ее творчестве, но с годами улицы и дома в сердце художницы понемногу теснились другими образами. Интересно то, как на это влияли жизненные обстоятельства. 

«В 90-е годы было нереально заниматься графикой, приходилось просто выживать, - признается Надежда Устрицкая. - Нашей молодой семье с двумя детьми нужно было как-то зарабатывать, добывать жилье. А когда в начале двухтысячных вернулась в профессию, то первую свою серию после долгого перерыва посвятила растительному миру. Так получилось, потому что в том году было настоящее засилье улиток. Они поедали мой сад, и другой человек просто бы начал их обрызгивать химикатами, а меня это очень вдохновило. По сути дела я и сейчас продолжаю эту серию, но уже на новом этапе».

Точное количество своих работ она не знает, потому что сосчитать очень сложно. Иногда художница возвращается к старым печатным формам, что-то переделывает, и в результате получаются практически новые гравюры. Техника офорта дает очень широкие возможности в этом плане.

И конечно, Надежда Устрицкая старается регулярно выставлять свое творчество на суд публики. Сейчас Надежда Устрицкая готовится к очередной персональной выставке, которая пройдет осенью в музее Коваленко. Там она представит полсотни совершенно новых гравюр, объединенных экологической темой. 

Графический обмен

Надежда Устрицкая не просто творит сама, но и активно передает свои  познания в изобразительном искусстве другим людям. Уже много лет она учит студентов в стенах своей альма-матер, где работает доцентом на кафедре графики. Кстати, с этим связана интересная история, наглядно иллюстрирующая степень ее любви к графике и родному университету. После окончания вуза в 1984 году художницу направили по распределению в одно конструкторское бюро. Должности дизайнера тогда не было, и молодую специалистку оформили на ставку инженера. Эта работа считалась довольно высокооплачиваемой, но там художнице было очень скучно, и даже деньги не утешали. Поэтому когда через год ее позвали на более низкую ставку лаборанта в университет, то она без раздумий уволилась из своего КБ.

«Я ни разу не пожалела о том, что сделала такой выбор, - признается Надежда Устрицкая. - Часто приходится слышать, что студенты стали равнодушными и тому подобное. Но, по крайней мере, к художникам это точно не относится. Студенты у нас замечательные, активные и очень заинтересованные. Когда мы начинаем какой-нибудь новый проект, то приходится даже проводить конкурсы, потому что слишком много желающих поучаствовать. Также многие сами что-то организовывают, переписываются с зарубежными студентами. Конечно, я очень этому рада». 

Любовь к графике Устрицкая привила многим молодым художникам. И даже выпускники прошлых лет могут прийти к ней за знаниями в мастерскую университета. По словам художницы, они с коллегами никого не гонят.

На выставке работ российских и мексиканских авторов «Книга художника. От эстампа до арт-объекта». Фото: Из личного архива/ Надежда Устрицкая

Также широкие возможности в плане передачи опыта и знаний Устрицкой дает Международная школа графики, в создании которой она участвовала. В ее рамках организуются различные конференции, симпозиумы, коллоквиумы, курсы и другие мероприятия, многие из которых проводятся посредством интернета. А еще эта школа позволяет художникам из разных стран реализовывать совместные проекты. Например, в прошлом году был проведен так называемый графический обмен между студентами из России, Мексики и Австралии. Они поделились друг с другом своими работами, которые потом вместе сравнивали, обсуждали и анализировали. В рамках этого обмена была проведена и выставка в одной из галерей Краснодара.

Смотрите также: