Августовский рэп-батл музыкантов Оксимирона и Гнойного только за одни сутки набрал в Youtube более 6,5 миллионов просмотров. Рунет тут же наводнили многочисленные мемы, а в соцсетях разгорелись бурные дискуссии. Мимо «горячей» темы не прошли даже серьезные федеральные СМИ, и так вся страна неожиданно узнала о молодежной субкультуре, которая на самом деле появилась в России еще в 2012 году. В чем феномен Оксимирона и рэп-батлов, «АиФ-Юг» спросил у тех, кто стоял у истоков движения. Первый «поэтические схватки» в таком формате прошли в Краснодаре в рамках проекта SLOVO.
В поисках новых форм
Батлы между российскими рэп-музыкантами были широко распространены и в начале «нулевых», но выглядели они совсем не так, как словесный «бокс» Оксимирона и Гнойного. Участникам давалась одна общая тема для написания текстов, а затем они разбивались на пары и по очереди исполняли свои произведения для судей и публики. Читали всегда под музыку. После оглашения итогов менее удачливый выбывал, а победитель проходил в следующий тур. В Краснодаре таким проектом были сезоны «Битвы новой эры».
«Это был своеобразный spin-off (ответвление - прим. ред.) от привычной песенной деятельности», - говорит Антон Белогай («Битвы новой эры» стали для него первым опытом организации рэп-батлов).
Потом в моду вошли фристайл-батлы, где музыканты уже не делали заготовок, а рифмовали строки на лету (похоже на древнюю азербайджанскую традицию «мейхана», когда поэты, соревнуясь друг с другом, выдавали молниеносные импровизации на злободневные темы). Но и они в какой-то момент наскучили, тем более, что по словам Антона, в русском языке быстро рифмовать сложнее, чем в английском, где одно слово может иметь большой спектр значений и рождать новые, интересные смыслы.
Российские рэперы всегда пристально следили за западными музыкальными тенденциями, а после успеха фильма с участием Эминема «8 миля» (по сюжету белый музыкант побеждает в батле в американском Детройте - прим. ред.) тем более. И в сети нашли соревнованиия нового формата, которые проводили в Лондоне (площадка Don't flop) и в Канаде (KOTD).
«Это было совершенно не привычное для нас зрелище. Рэперы, говоря по-простому, прилюдно обзывали друг друга, выдавали острые шутки, но при этом никто из них на сказанное не обижался, наоборот, все вместе смеялись. Мы решили попробовать организовать такое соревнование в Краснодаре», - вспоминает Антон Белогай.
Джентльменское соглашение
Первую в России площадку такого жанра назвали SLOVO. Понимая, что русский менталитет существенно отличается от западного, Антон и Сергей разработали целый свод правил поведения на батлах и записали демонстрационные ролики. Кодекс, в частности, гласил: «то, что происходит в кругу, должно и оставаться в кругу», а пожимать друг другу руки нужно и перед началом батла, и после его окончания. Все это означало, что негатив не переходит на личности, а остается только инструментом для достижения победы. И никаких обид!
Как ни удивительно, но джентльменские правила сработали. Создатели SLOVO говорят, что за четыре сезона проекта (столько времени Хайд и PLC были причастны к организациии рэп-батлов) не было ни одного серьезного конфликта, ни одной драки, за исключением небольшого инцидента с перебравшим спиртного музыкантом.
«Потом он нас нашел и извинился за свое поведение», - говорит Сергей Трущев.
Закон против мата
Еще одним важным правилом участия был возраст: рэперов младше 18 лет к «битвам» не допускали. Это, конечно, из-за обилия обсценной лексики, которая и поныне в батлах не под запретом.
«Рэп-батлы изначально создавались без всяких цензурных ограничений. Мы предоставляли участникам полную свободу самовыражения, - говорит Сергей Трущев. - Мат - это часть русского языка. Посмотрите: в повседневной жизни он используется повсеместно! Потому что очень емко передает нахлынувшие эмоции... Но мы используем обсценную лексику не потому, что все так говорят, а потому, что она нужна для создания художественного эффекта».
Вместе с тем, по словам Антона Белогая, с течением времени мат из рэп-батлов стал уходить, потому что у участников появилась самоцензура.
«Не надо много ума, чтобы ввернуть в текст слово из трех букв, - говорит он. - Поначалу многие так и делали, но потом стало ясно, что мат сам по себе не расцветит произведение, а залог победы не состоит в повторении ругательств. Да и публика стала реагировать на таких участников негативно. Обсценная лексика нужна только в том случае, если она помогает продемонстрировать вашу творческую изобретательность. К примеру, у нас был победитель сезона, который ни разу не употребил нецензурную лексику».
Феномен Оксимирона
И Мирона Федорова (Oxxxymiron), и Вячеслава Машного (Гнойный) ребята знают лично, поэтому на итоги их батла смотрят с совсем иной точки зрения.
«Оксимирон два года оставался признанным «царем» в рэпе, лидером мнений и, можно сказать, почивал на лаврах, - поясняет Сергей Трущев. - И вот вызвал на дуэль Гнойного, у которого в последнее время было несколько очень удачных «схваток», а тот его неожиданно победил. Но у Мирона после этого появился новый импульс для развития, ведь новых альбомов у него после «Горгорода» нет».
Сергей предлагает вспомнить, с чего начинал Оксимирон свой путь к славе. Он приехал из-за границы и позиционировал себя как «другой», «тот, кто против».
«А потом он стал признанным авторитетом, все стали с Мироном соглашаться, и он неожиданно потерял свою остроту, - продолжает мысль Трущев. - Теперь же, когда он проиграл батл и все судьи высказались против него, он как бы вернул себе оппозиционность. Думаю, его популярность от этого только выиграет. И, какими бы ни были официальные итоги, победил, на мой взгляд, все равно Оксимирон».
Предлагаю собеседникам поразмышлять над феноменом Мирона Федорова - почему страна сходит с ума от его участия в батлах и от его творчества?
«Мирон работает для той аудитории, для которой у нас в стране никто уже давно ничего не делал, - считает Сергей. - Смотрите, есть лейбл Black Star - он для золотой молодежи, для завзятых тусовщиков, но не вся страна ходит по клубам семь раз в неделю. С другой стороны, лейбл Газгольдер, где музыканты пишут для уличной молодежи. Но и то, и другое - крайности, их меньшинство, а между ними - обычные ребята, студенты, которы не только тусят, но и учатся, любят читать книги. Оксимирон, кстати, часто делает ссылки на творчество писателей».
Мирон работает для той аудитории, для которой у нас в стране никто уже давно ничего не делал. Смотрите, есть лейбл Black Star - он для золотой молодежи, для завзятых тусовщиков, но не вся страна ходит по клубам семь раз в неделю. С другой стороны, лейбл Газгольдер, где музыканты пишут для уличной молодежи. Но и то, и другое крайности, их меньшинство.
«И, к тому же, он - технарь от поэзии, тщательно работает над текстом, над своими рифмами, они у него сложные. Сейчас немногие музыканты так пишут», - говорит Антон.
P. S. Как изменилось SLOVO?
Рэп-батлы нового формата очень быстро переплюнули по числу участников традиционные, музыкальные. Затем SLOVO начало шествие по регионам страны. Новая эра в развитии движения наступила после скандального отделения питерского филиала, который жаждал не только независимости, но и коммерческой выгоды. Питерцы быстро запатентовали торговый знак батла, о чем ни Хайд, ни PLC не позаботились.
«У нас была другая цель - внести свой культурный вклад в рэп-движение. Участниики могли продемонстировать свои силы, зарекомендовать себя и, в конечном счете, получить популярность», - говорят создатели SLOVO.
Сегодня оба они от батлов отошли: говорят, что проект забирает слишком много времени и вдохновения.
Смотрите также:
- Гуманный подход. Режиссер Юлия Сергеева - о том, как мы себя убиваем →
- Тамара Гвердцители: «Кубань дала мне путевку в жизнь!» →
- «Как обрести нам мир внутри себя»? Взгляд из юности →