Игорь Погорелов создал в станице Каневской независимую школу-студию живописи с картинной галереей, музеем и научным центром. Это социальный проект, бесплатный для людей. На выставки и конференции в станицу приезжают со всей страны и из-за границы. В Школе-студии нет возрастных ограничений: самому младшему ученику 3 года, а старшему - за 70. С педагогом-новатором «АиФ-Юг» поговорил о творчестве, космосе, монетизации искусства и судьбе.
А кто бы смог?
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Игорь Валерьевич, вы конкурируете с районной ДХШ, или у вас разные направления?
- Где вы находите преподавателей, ведь и квалификация важна, и достойный оклад предложить важно?
- Помогают мои выпускники (есть уже и члены Союза художников). Привозят новые методики из вузов. Получается такая передача знаний, как у известного Щетинина: я передал им, а они, сформировавшись, передают следующему поколению. Педагогами-новаторами: Щетининым, Амонашвили, Шаталовым - заразился ещё в студенчестве…
- О качестве образования в экспериментальных (ну, или новаторских) школах много спорят. Вы взяли на себя огромную ответственность. В государственных школах кураторы, они подскажут, поправят, инструкцию дадут… Соблюдая автономию, сохранить баланс разумного и здравого сложнее, на мой взгляд.
- А вот это да. Ненавижу высокопарные слова, но как бы это ни звучало старомодно… Сохранить независимость и здравость, плюс ещё, простите за банальность, честь, достоинство и приверженность долгу, сейчас всё тяжелее и тяжелее. Понимаете, произошла переоценка и понятия «человек» (потребитель) и «образование» (услуга). Меня это уже даже не настораживает, а удручает. С одной стороны, дети становятся объектом потребительства, как бы это парадоксально не звучало. На них быстро можно заработать престиж, гранты, славу и деньги, ориентируя их на сиюминутный успех, не задумываясь о том, что в детях закладывается вечное и на будущее, и отзовётся оно потом в их детях и внуках. А с другой стороны, и общество выстраивает отношения к образованию, как, извините, посетитель в пиццерии: быстренько обслужите, подайте, унесите, принесите, а если что не так, дайте жалобную книгу. И всё то, что нарабатывала педагогическая наука на протяжении веков, начинает лететь в тартарары. Я вот часто думаю о том, а смог бы работать в современной школе Макаренко с его методом воспитания, Сухомлинский с его трепетным отношением к детской душе, да и даже Илья Семёнович Мельников, гениально сыгранный Вячеславом Тихоновым, из фильма Ростоцкого «Доживём до понедельника»?
- И какой вывод?
- Я не знаю. А вы как думаете? Современный учитель в обычной школе чрезмерно загружен не столько уроками, сколько различного вида бумажной работой. Зачастую абсолютно ненужной. Нет вдумчивого диалога с учениками. На педагогику просто не остаётся времени. Беда частных школ в том, что там часто практикуется подход: «всё для вас за ваши деньги». «Заваливается» качество образования.
Формула успеха
- Давайте поясним для читателей. Сейчас на базе вашей студии работает несколько социальных направлений, а начиналось всё с комнатки в станичной хатке. Как вам удалось то, что считается невозможным - монетизировать творчество, сделать его рентабельным?
- Главная монетизация - это труд. Художник - это и призвание, и талант, и вдохновение, но это ещё и профессия, целеустремлённость. А если это так, то должны быть и плоды. Существует расхожее клише, вернее их много: и о том, что талант должен быть голодным, нищим, а вот потом когда-нибудь будет признание. Или, с чем я часто сталкиваюсь, что настоящий творец, он как-бы «пишет в стол», он выше всяческих там признаний. Ну, или то, что художник (в любой области) как ветер: сегодня подуло вдохновение и ах, всё, шедевр, а завтра нет, ну и ладно. Нет, так не бывает - всё есть постоянный труд. Другая сторона медали - боязнь ошибиться, тревожное ожидание, что ударят по рукам: а зачем, всё равно никому не нужно, а что если не получится? Из опыта личного и многих великих актёров, художников, музыкантов, писателей, знаю - все когда-нибудь ошибались, все получали по рукам. Но величина их - она в чём? В том, что шли по пути своего призвания. Вот и вся, как говорят сейчас, «формула успеха». Если ты что-то делаешь целенаправленно для себя, людей и общества в целом - это автоматически притягивает успех. Ни разу не давал объявлений ни о школе, ни о галерее, ни о выставках. Но как-то так получается… люди идут, идут и идут. Проездом на море, в Сочи, Анапу, Крым, заезжают в Каневскую, чтобы посмотреть галерею, побывать на мастер-классах по живописи.
Счастье есть?
- Я понимаю мотивацию приходящих учиться живописи детей. Но у вас есть и ученики-пенсионеры, им-то зачем?!
- Им очень важно реализовать себя. Оставить свидетельство, что они не только работали, растили детей и внуков, но и о чём-то думали, чему-то сопереживали, о чём-то мечтали. Мне один мой ученик (Павел Васильевич - 71 год) сказал: Игорь Валерьевич, вот ты уже остался у людей в памяти, в своих начинаниях. А я? Ну дети, ну ладно, немного времени - внуки, а дальше?
- А дети современные - они какие? Отличаются от поколения 70-х, 80-х?
- Дети те же. И читать любят. Обсуждают, переживают, что книжки очень дорогие. У меня есть девчонки, которые, бывая то в Краснодаре, то в Ростове, то в Москве, покупают редкие по станичным меркам книжки, привозят их и просто дарят. И музыку слушают, как и прежде, и фильмы смотрят, и мультики. И ссорятся так же, и мирятся, смеются и плачут. Но. Им сейчас намного сложнее. Мир шумит неимоверно. Постоянная смена информации, гвалт событий и сообщений. Всё это сказывается на формировании личности ребёнка, а в последствии и взрослого: фрагментарность, незапоминаемость информации, невозможность соединить элементарные логические цепочки из-за постоянного мельтешения картинок, звуков, эмоций. А в итоге начинает теряться целостность личности. Невозможность познать самого себя, сформировать свой внутренний мир при постоянном, агрессивном давлении извне. В этом беда и опасность для будущего.
- Вы верите в судьбу, в то, что жизненный путь каждого предопределён? В 2004 году вы могли уехать в Краснодар, и жизнь пошла бы по другому сценарию.
- Судьба никогда не благосклонна ни к кому. Спросите любого, и он обязательно скажет, что что-то в его жизни было не так, если б иначе, то было бы лучше. Так уж мы устроены. Перечитывая биографии великих, мы думаем: вот же звёзды… сошлись… Везёт же! И упускаем главное: трудности, препоны, падения, неимоверное и колоссальное напряжение всех сил, потребовавшиеся, чтобы идти по избранному пути. Я повторюсь. Помните, в Библии, в самом начале книги Бытия: «В поте лица будешь добывать хлеб свой». А иначе не бывает. Счастливые случаи, о которых часто говорят, как о проводниках успеха, ну что ж, они бывают... Но, лишь с теми, кто поднимается с дивана. К дивану счастливые случаи не приходят. Так что надо просто двигаться, двигаться и двигаться… Про себя скажу, что в пути случается много чудес, много встреч и открытий, о которых даже и не подозреваешь…
- Главный сюжет ваших полотен - космос. Чем вас привлекает эта материя?
- Я не люблю, когда космос представляют в форме каких-то красивых картинок в стиле фэнтези с сердечками из звёзд, парящими девушками, какими-то религиозными символами или, как вариант, в виде масштабных, боевых зведолётов, монстров и космических войн. Это всё кич, массовость, упрощённая и слащавая, не имеющая к идеям космизма никакого отношения. Настоящий космизм в искусстве - это, конечно же, и одухотворённая мечта, но в тоже самое время и исследование. Вообще, по-настоящему, космос - это не про звёзды и технологии. У Андрея Тарковского в «Солярисе» было сказано грустно, но глубоко и философски: «Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоёвывать Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно зеркало… Человеку нужен человек». И человечество решает эту задачу: кто-то через науку, а кто-то через искусство. И тут нет лишнего. И соединение приводит к неимоверным и фантастическим результатам: искусством окрыляется мечта, наукой структурируется, а технологиями воплощается в жизнь.