Анатолий Мельников состоялся как отдельная, творчески узнаваемая личность. Подтверждение тому полвека осмысленной и созидательной работы, отмеченной званием «Заслуженный художник России», должностью профессора живописи Кубанского госуниверситета, участием в многочисленных выставках самого высокого уровня, с которых работы попадали в престижные собрания.
Когда начинается художник?
Но главное было все-таки в другом - в создании своей теоретической живописной системы, воспитавшей учеников и последователей, которые пишут на ее основе свои картины и диссертации. Художник всегда начинается с детства, когда природа многим из нас дает шанс - возрастную предрасположенность к цветовым сочетаниям; она обычно процентов на двадцать выше, чем у обыденного взрослого человека. Это как ситуация из фильма «Окно в Париж», пусть будет допустимым подобное сравнение. Если эту цветовую одаренность не использовать вовремя, то могут, наверное, получиться успешные архитекторы, графики и дизайнеры, а живописцы, между тем, будут похожи, при всем старании на дотошных математиков.
Маленькому Толе повезло на встречи с понимающими людьми, которые умело «приучали» его к краскам. С Урала родители перевезли его в Туапсе - приморский городок, словно выросший из Гриновской сказочной географии, где он встретил художника Сергея Мрачковского, с которым затем продолжал дружить, творчески соперничая, несколько десятилетий. В 1968 году его принял на худграф профессор Георгий Васильевич Беда, необыкновенно чуткий к чужой живописной одаренности человек. Факультет в общем собрал в себя высококультурных, интеллигентных, профессиональных педагогов, таких как Кошельников, Шальнов, Воробей, Амиян и Васильев. В краснодарской художественной среде в те годы сложилось два полюса: выпускники художественного училища были необыкновенно сильны в пленэрных этюдах, а университетские худграфовцы - разными концептуальными идеями и технологическими поисками.
Поиски авторского образного языка в живописи, графике и прикладном искусстве для Мельникова начались с композиций, где доминировала линия то экспрессивная и жесткая, словно решетка витража, то филигранная и пульсирующая, похожая на кровеносную артерию.
Анатолий Мельников с большой признательностью вспоминает Владимира Георгиевича Зайцева - руководителя своей дипломной работы, написанной в 1975 году. Он был первым, кто приучил будущего художника думать, стремиться из разрозненных жизненных впечатлений создавать свою «художественную правду», наделенную внутренней гармонией и возможной технической выразительностью. Думаю, перед вступлением в творческую жизнь, которая в семидесятые годы воспринималась, пожалуй, как единственный глоток свободы, он все-таки вспоминал озабоченное напутствие Александра Блока: «Во имя какой цели ты собираешься «портить» бумагу или холст, что ты в состоянии привнести в этот мир?».
Как упорядочить мир?
Молодому живописцу предстояло найти свое место в беспокойном и созидательном времени, когда рядом создавалось «Молодежное объединение», украшался «интеллигентными» рельефами и мозаикой грандиозный «Дом книги», сонный провинциальный Краснодар превращался в университетский город. Поиски авторского образного языка в живописи, графике и прикладном искусстве для Мельникова начались с композиций, где доминировала линия то экспрессивная и жесткая, словно решетка витража, то филигранная и пульсирующая, похожая на кровеносную артерию. Зачастую эти опыты шли от многочисленных автопортретов и образов друзей.
Для него собственное становление - своего рода авторский экзистенциализм - начинался с переосмысления постимпрессионистических смысловых и фактурных открытий французов и русских «формалистов» начала ХХ века. В этот бурный процесс, свойственный его поколению, уже были не в состоянии вмешиваться райкомовские секретари по идеологии и «искусствоведы в штатском». Молодой художник затем сам потянулся к внутренней гармонии: словно от грохота духового оркестра он вернулся к «хорошо темперированному клавиру и инструментальному квартету». Начались походы в музейные фонды и тщательное изучение живописной техники старых мастеров.
С 1983 года Анатолий Мельников становится верным адептом многослойного академического письма, построенного на лессировках; на смену портретным образам, в том числе и собственным, приходит «лабораторная работа» над натюрмортами, обнаженной женской натурой, где сама природа создавала эстетически совершенные формы. Его знакомство с ленинградским профессором Юрием Скориковым, который вел многолетние семинары на творческой даче в Горячем Ключе, привели кубанского живописца к систематизации всей живописной практики старых итальянских, голландских и испанских мастеров.
Художественные пробы
Преподавание с 2000 года на кафедре живописи КубГУ эти живописные эксперименты позволило превратить в законченную систему, вместе с тем этот, порою, «черствый хлеб учительства» счастливо уберег его от самоповторов и суетливой погони за минутным успехом на аукционах и зарубежных распродажах.
Произведения Анатолия Михайловича Мельникова, признанного мэтра живописи, в силу отпущенного ему таланта, внесли свой вклад в заметное на общероссийском фоне эстетическое явление, которое называется «кубанской живописью». Почти две сотни из них с 25 апреля 2018 года будут показаны в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко на персональной выставке «Между времен», посвященной пятидесятилетию творческой деятельности художника.
На фоне занимательного бестиария современного арт-процесса, постмодернистского по своей сути, зачастую подменяющего несомненные ценности искусства экспрессивными «художественными пробами», словно музыкальная пьеса - разминочными гаммами, а художественную повесть - эффектным фельетоном, «здоровый консерватизм», очевидный в работах Анатолия Мельникова, производит почти терапевтический эффект. Его картины и графические листы, думаю, помогут зрителям обрести необходимую гармонию среди равнодушного окружающего миропорядка.
Иван Ващенко, искусствовед, Почетный академик Российской академии художеств, член Союза художников России, эксперт Министерства культуры РФ.