...Праздник сто лет назад?

Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 22/12/2010

   
   

Как рассказали сотрудники краснодарского краевого историко-археологический музея-заповедника им. Фелицина, сто лет назад главный праздник в году встречали с наряженной елкой.

Украшали ее и взрослые, и дети. Несмотря на обилие в городских лавках восковых ангелов, стеклянных шариков и мишуры, покупка их считалась дурным тоном. Поэтому на зеленую красавицу вешали самодельные игрушки, звезду для макушки плели из соломинок.

Пушистая красавица в те времена считалась символом плодородия и достатка. Чем ярче она была украшена, тем богаче и счастливее ожидался весь следующий год. Подарки тоже в основном делались руками: картины, поделки, открытки, вязание. Зажиточные кубанцы в новогоднюю ночь шли в цирк или на театральное представление, где за счет заведения всем посетителям предлагали по бокалу шампанского.

В праздник принято было заниматься добрыми делами - делать пожертвования в храмы, приюты, семьям погибших солдат и офицеров, а также университетам. 1 декабря на выставке интеллектуальной литературы non-fiction, на стенде Чешской Республики в Москве состоялась презентация книги нашего автора Владимира Пукиша «Чехи Северного Кавказа: годы и судьбы. 1868 - 2010». В ней история чешских и словацких поселенцев на Северном Кавказе от момента их прибытия до наших дней.

Публикуем один из ее отрывков. «24 декабря христиане, придерживающиеся нового стиля, празднуют Рождественский сочельник. Не совсем точно у нас этот праздник называют «католическим Рождеством», так как в этот день его отмечают вместе с католиками практически все протестанты, а также многие православные. На самом деле, по старому стилю, 7 января, Рождество отмечают только русская, сербская, грузинская Православные Церкви, монастыри на горе Афон – при том, что собственно Элладская Православная Церковь перешла на новый стиль, и непризнанная Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата.

Примечательно, что некоторые католические Церкви восточного обряда также отмечают Рождество 7 января! На Кубани католиками традиционно являлись поляки, проживавшие в городах и компактно в двух селах, чехи, а также часть армян, украинцев, ассирийцев и других народов.

   
   

В памяти чешских и словацких старожилов села Павловка под Анапой сохранились традиции празднования «католического Рождества». У детей была елка, которую украшали съедобными игрушками – бубликами, конфетами. Но начинался Рождественский цикл раньше – праздником св. Николая. В этот день (6 декабря) по дворам Павловки ходили ряженые: ангелы (они же «Mikoli») и «черти». «Миколаш» носил белую рубашку и белую женскую юбку, на голове у него был цилиндрический колпак с нарисованным крестом. «Черт» носил черные рубашку и штаны, а также вывернутый наизнанку овчинный тулуп, подпоясанный гремящей железной цепью.

В руках у него была палка, на голове – привязанные коровьи рога. «Миколаш» заходил в хату, а «черт» поначалу оставался на дворе. Послушным детям и тем, кто умел молиться, «Миколаш» дарил подарки – орехи, конфеты, яблоки, а непослушных пытался огреть палкой. 24 декабря (в Рождественский сочельник) чехи и словаки вместе шли в костел на полуночную мессу.

На Рождество парни ходили по хатам колядовать. В руках они несли betlm (вертеп) – стилизованные ясли с фигурками младенца Иисуса, Марии и Иосифа. Еще одна разновидность вертепного действа у чехов и словаков Павловки разыгрывалась на праздник Богоявления (Трех Королей) 6-го января.

В честь волхвов, пришедших поприветствовать новорожденного Иисуса, которые в западной религиозной традиции превратились в «королей» Каспара, Мельхиора и Балтазара (по-чешски Kapar, Melichar, Baltazar, в произношении местных чехов – Bartazan), по домам ходили по трое переодетых «королей», также с колпаками (ralba) на головах. Они пели колядки и мелом на косяках дверей выводили крестик и первые буквы своих «королевских» имен. За колядки хозяева клали им в корзинку гостинцы».

Смотрите также: