aif.ru counter
8224

«Легенды Кубани». Историю напишем вместе!

Фото: АиФ-Юг

Дорогие читатели!

«Аргументы и факты-Юг» запускает новый проект «Легенды Кубани», в котором будем рассказывать об истории нашего края, о легендах и преданиях, которыми славится наша земля. Ведь на протяжении многих веков здесь проживали сотни народов, каждый из которых оставил свой след.

Признаемся, что нами двигала не просто журналистская любо­знательность. Скорее озабоченность, что подрастающее поколение зачастую не знает ни своих традиций, ни обычаев. Несколько лет назад в школах Краснодарского края ввели новый предмет «Кубановедение». Сначала даже учебника не было, обучение строилось на каких-то обрывочных методических пособиях и самостоятельных работах. 

Т. е. детям предлагали по заданной теме написать реферат и потом пересказать одноклассникам. 

В поисках информации мучились и учителя, и дети, и родители. 

А скептики и вовсе окрестили предмет «кубаноневедением».

Сегодня учебник существует. Но скажем честно - написан неинтересно и полного представления о Кубани не дает. 

- Признаюсь, мы его и за предмет не считаем, - говорит краснодарская школьница Мария Алексеева. - Единственное, что мне за три года изучения показалось любопытным: Екатерина II подарила город казакам. Все остальное - послушали и забыли….

Чтобы помнить и не забывать историю родного края, мы предлагаем начать изучать ее вместе с нами. Наверняка каждая семья хранит предания и легенды, интересные истории, которые когда-то рассказали бабушки, дедушки, мамы или папы. 

В жизни порой происходят невероятные вещи. А вдруг кто-то в чьих-то рассказах узнает себя? Или найдет родственников, которых искал много лет?

Двести лет спустя

Приведу свой пример. Выросла я в пригороде Краснодара, в поселке Тлюстенхабль. Мой дед был интересным рассказчиком, и я с удовольствием слушала различные байки, которых в запасе у него было немерено. 

Например, там, где расположен поселок, раньше был лес, и в переводе с адыгейского окрестности назывались «место, где кормится волк». А первым человеком, поселившимся на опушке, был мужчина по имени Тлюстен, отсюда название и пошло. 

Однако позже, когда поселение расширилось, его стали называть Султанским хутором. Потому что проживали  здесь несколько княжеских семей. Но самыми именитыми были Хан-Гиреи, им большая часть села и принадлежала. 

А глава семьи Султан Хан-Гирей состоял на службе у Николая Второго.  

Но суть не в этом. Семья моего деда попала в эти места случайно. Его предки Бачемуковы жили в горах. Однако во время Кавказской войны был убит его прадед. А молодая жена осталась одна с двумя сыновьями на руках.

У братьев овдовевшей женщины созрел злой замысел - детей продать в рабство туркам, а сестру, которая слыла красавицей, удачно выдать замуж. Об этом прознала одна из родственниц убитого, которая проживала в Султанском хуторе. Тайком вывезла невестку с племянниками и поселила у себя. 

С тех пор прошло почти 200 лет. В детстве я не понимала, почему по дедушкиной линии у нас так мало родственников, ведь у адыгов, как правило, многочисленные семейства. Это предание удовлетворило мое любопытство и, став взрослее, я рассказала об этой истории в одной из газет, где проходила практику. 

Я уже и забыла про этот материал, когда однажды в дом моего деда пожаловала целая делегация из Шовгеновского района… Оказывается, это потомки той семьи, из которой два века назад увезли в Тлюстенхабль женщину с двумя сыновьями. Они тоже носят фамилию Бачемуковы.

Они, прочитав мою заметку, решили познакомиться с потерянным родственником. Так мой дед, как и полагается любому черкесу, обрел многочисленную семью. 

Возможно, и в вашей семье хранится подобная история...

Запишите ее и пришлите в редакцию, (aifkrasnodar@gmail.com) мы опубликуем ваши письма на страницах нашей газеты. А самые интересные, на ваш взгляд, войдут в глянцевый сборник «Легенды Кубани», который мы планируем выпустить в конце года. 

Кроме этого, мы расскажем о Тмутаракани, которая располагалась на Тамани, о Горгиппии, об истинном значении слова «Геленджик» и многом другом. 


 

Терпи, атаманом будешь!

Главное для казака - соблюдать заповеди 

История кубанского казачества насчитывает более двух сотен лет. Но традиции, заложенные предками, живут до сих пор. Поэтому проект «Легенды Кубани» мы начинаем с рассказа о них.  

Что другим можно, нам нельзя?

- Казак не может называть себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи, - считает атаман станицы Старокорсунской Николай Островерхов. - Правда, наши неписаные законы не всегда трактуются правильно.

Беспощадные к врагам, казаки в быту были всегда благодушны, щедры и гостеприимны.  Поскольку люди мы православные, перво-наперво приучали детей  к соблюдению заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести,  заботься о детях своих и родителях, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов Отечество.

Но прежде всего крепи веру: ходи в церковь, соблюдай посты, очищай душу свою через покаяние от грехов: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. По сей день сохранились традиции, которые  отражают бытовые и культурные особенности казаков: уважительное отношение к старшим, гостеприимство, уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Наравне с родителями казаки почитали  крестного и крестную.  На крестного отца возлагалась подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного.

 

Кстати, у черкесов, которые издревле были соседями кубанских казаков, тоже было нечто похожее. Чтобы мальчик не вырос изнеженным, именитые  черкесы отдавали мальчиков на воспитание князьям, прославившимся в военном деле, пользовавшихся, уважением окружающих.

Такого наставника  называли аталык. Парень жил в семье воспитателя до совершеннолетия, лишь изредка навещая родителей. 

Взглядом все сказал

У казаков авторитет отца с матерью был непререкаем - без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. 

- Мне самому уже 56 лет, у меня дети, внуки, но  до сих пор живу заповедями отца, - подтверждает атаман Островерхов.

-  Он был для нас непререкаемым авторитетом. У нас были родственники, которые жили в Кабарде и знали кабардинский язык. Мы часто бывали у них в гостях, и когда дядя был недоволен женой, высказывал ей это на чужом языке.

Помню, отец ему тогда в шутку сказал: «ты тут по-кабардински ее воспитываешь, а моей жене одного взгляда достаточно, чтобы она поняла, что неправа». Понятно, что и мы, дети, слушали его беспрекословно. 

Я 40 лет курил и наконец, решил завязать с этим делом. Сначала маялся, а потом вспомнил, каким отец был волевым, терпеливым человеком, и подумал: да что же я, не сын своего отца? И больше сигареты в рот не брал.

Своих троих детей воспитывал тоже в наших традициях. Все мы живем в одной станице, помогаем друг другу. И, несмотря на то что дети взрослые - по многим вопросам продолжают советоваться со мной. 

Посланец Божий?

Еще одна известная поговорка гласит, что незваный гость хуже татарина. Любопытно, что у казаков незнакомец, постучавшийся в дом и нуждающийся в приюте и отдыхе, считался посланцем Божьим.

В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогой - ала-верды, ала-верды».

Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе.

Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.

У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. На хуторе, в станице у него обязательно находился дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или сослуживец, а то и просто житель, который  его приютит.

На постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.

Казак – значит вольный?

Быть справедливым - еще одна заповедь.

- Мой дед служил в царской армии, - вспоминает атаман. - Но во время революции перешел на сторону красных. Он видел  страдания бедных и встал на их защиту. Это было вполне осознанное решение. Хоть и слывут казаки «горячими» ребятами, но издревле в них воспитывали силу воли. Решения должны приниматься только  «холодной головой». 

Кстати, пословица «терпи казак, атаманом будешь» появилась не зря. Хоть и произносится она зачастую в шутку, чтобы подбодрить того, кто переживает трудности, неудобства, боль. Но несет в себе глубокий смысл.

Заимствовано выражение из украинского и  восходит к  XIV-XVII вв., когда крепостные крестьяне, холопы, обнищавшие горожане убегали и селились на окраинах русского государства. Этих людей, не признающих никакой зависимости, и называли казаками, или вольными казаками.

Позднее вольные казаки стали особой сословной группой со своим самоуправлением из выборных лиц. Атаман - выборный начальник казачьего войска и военно-административной казачьей области в старину. Слово казак тюркского происхождения, буквально - «вольный  человек».

В русском языке пословица стала популярной благодаря повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Терпи, казак, атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто все вытерпит».

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО 

Испытания закаляют

Терпению и выносливости учили своих сыновей и черкесы. Существует такая легенда. Путник, которого ночь застала в дороге, попросился на ночлег в дом на окраине аула. 

Надо сказать, что адыги (черкесы) тоже славятся своим госте­приимством. До недавнего времени в каждом дворе существовал  хъачещ,  где останавливались гости. Так же, как и казаки, адыги три дня кормили и поили гостя, прежде чем поинтересоваться, куда он следует и что его беспокоит.

Как и положено, хозяин пригласил путника в дом, накормил и уложил спать. Весь следующий день гость отдыхал, хозяин развлекал его разговорами. А когда стало темнеть, попросил сына принести свечу.

Мальчик вернулся  и остановился с лучиной возле двери (по обычаям, он не должен был присаживаться в присутствии старших). Отец, не обращая внимания на парня, степенно продолжил разговор. Свеча догорела, горячий воск уже стекал по пальцам  мальчика, но он терпеливо, стиснув зубы, ждал, когда отец обратится к нему.

Все это время гость недоуменно поглядывал то на одного, то на другого.  Когда в комнате запахло паленым мясом, он все-таки не выдержал и обратился к хозяину:

- Разве тебе не жалко парня, скажи, чтобы он потушил свечу!

На что отец невозмутимо ответил:

- Жизнь пошлет ему и не такие испытания, и он должен быть готов к ним. Если он не способен вынести такой мелочи, какой же он мужчина? Пусть терпит!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах