Почему Краснодар застрял в предновогодних пробках?

Категория:  Общество

Заторы в столице Краснодарского края уже давно сравнивают со столичными, хотя по количеству машин и населению разница - в десять раз. В декабре обстановка и вовсе превращается в коллапс - в большинстве направлений пешком добраться быстрее, чем на автомобиле или общественном транспорте. В чем причина и можно ли с этим бороться?

   
   
Ответ редакции

Рассчитывать на то, что ремонт дорог закончится и пробки рассосутся, не стоит - первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко недавно озвучил планы по развитию Краснодара. В следующем году должно начаться глобальное дорожное строительство. На первом этапе на востоке города построят автомобильную дорогу, дублирующую улицы Уральскую и Тихорецкую, она соединит трассу М-4 «Дон» от посёлка Лорис с центром города - ул. Щорса. На втором этапе появится непрерывная городская магистраль восток-запад: будет расширена сеть дорог в районе посёлка Плодородного, Краснодарского с выходом на ул. Милютинскую через ул. 1 Мая и Российскую. Позже эта сеть соединится с объездом на трассе Краснодар-Кропоткин в районе хутора Ленина, что решит проблему с заторами на въезде в краевой центр. По планам на полную реализацию проекта отводят шесть лет. Проектирование всех семи этапов транспортного коридора планируют закончить к октябрю 2019-го. А потом начнётся стройка. Будет построена необходимая городу автомагистраль, по сути, новый въезд в центр города, который обеспечит связь центра кубанской столицы с посёлком Новознаменским. Он даст два новых переезда через железнодорожные пути, создаст новые транспортные связи. Без преувеличения, это самый масштабный проект в сфере дорожного строительства, который за последние десятилетия реализуется в кубанской столице.

Ответ эксперта

«В предновогодний месяц ситуация на дорогах традиционно ухудшается, увеличивается интенсивность движения, - объясняет начальник отдела ПБДД и взаимодействия со СМИ ГИБДД Краснодарского края Ирина Заватская. - Усугубляют проблему ремонтные дороги на трассе М-4 «Дон», которые в первую очередь затрагивают жителей посёлков Дружелюбный, Знаменский, Лорис. Госавтоинспекция проводит не только профилактическую работу по предупреждению правонарушений - тех же выездов на обочину, но и перемещает экипажи ДПС, которые будут располагаться ближе к очагам возможных правонарушений - тем самым «бутылочным горлышкам». ГИБДД напоминает, что езда по обочине влечёт за собой штраф полторы тысячи рублей. Причём наказать обочечника может каждый. Для этого нужно заснять нарушение на фото, а лучше видео и отправить на официальный сайт ГИБДД».

«Если попросить краснодарцев проранжировать проблемы города, то лидирующее место займёт неудовлетворённость логистикой, - говорит заведующий кафедрой экономики и финансов КубГТУ, доктор экономических наук, профессор Виктор Семидоцкий. - Постоянные пробки, несовершенство системы ОТ, слабая динамика развития велосипедного движения на фоне существенного миграционного потока - ключевые области улучшений, на которых должны концентрироваться усилия власти, бизнеса и населения. Мировая практика организации логистики накопила несколько успешных кейсов решения проблемы. Как правило, область эффективных решений - развитие и приоритезация общественного транспорта. Однако жители до сих пор вспоминают транспортный коллапс, который последовал за введением выделенной полосы по Северной. Очевидно, что простые и отчасти ограничительные меры в Краснодаре не дают желаемого эффекта -  необходимы более взвешенные и комплексные решения.

Прежде чем решать проблему, в городе провели исследование - почему жители предпочитают личный транспорт общественному? Респонденты выделили несколько базовых причин:

  1. отсутствие комфортного, доступного и быстрого пригородного ОТ;
  2. неудовлетворённость состоянием внутригородского ОТ;
  3. единственный быстрый вид городского транспорта - рельсовый - не успевает покрывать новые территории.

В связи с этим видится несколько направлений решения транспортных проблем. Во-первых, необходимо реализовать проект «Наземка», который предусматривает развитие системы городской электрички.  Во-вторых, убрать из процесса тарификации и ценообразования социальную составляющую -  цена билета в 25-30 рублей не позволит осуществлять эффективные инвестиции в обновление подвижного состава, расширение маршрутов.

В-третьих, необходимо оценить эффективность менеджмента транспортных организаций, найти и устранить непроизводительные бизнес-процессы. В-четвёртых, провести мониторинг инфраструктуры, инициировать и реализовать инфраструктурные проекты, нацеленные на расширение и улучшение дорог, улучшить организацию движения в проблемных местах. В-пятых, более активно формировать предпосылки для развития велосипедного движения.

Место в рейтинге
По подсчётам аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2018 года в Краснодаре насчитывали 332,8 тыс. легковых автомобилей. В рейтинге городов-миллионников краевой центр занимает 8 место - после Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары, Казани и Нижнего Новгорода (среди нестоличных городов - Краснодар на 6-м месте). Но это не окончательная цифра - в рейтинг не вошли транзитные авто. А ведь по подсчётам ГИБДД в город в сутки въезжает не менее 150 тыс. машин.

А вот чего делать не стоит. Очевидно, что не пускать иногородний транспорт, использовать номера для разрешения выезжать в чётные/нечётные дни, перекрывать улицы для общественного транспорта - решения быстрые, но малоэффективные с позиции приращения транспортного комфорта жителей. Комплексное же решение проблемы позволит разрешить спор двух непримиримых сторон - владельцев собственного авто и пассажиров ОТ».

«Краснодар, как и Россия в целом, отстал в вопросе транспортного планирования от ведущих стран на 30-50 лет, - подводит итог урбанист Константин Трудик. - С одной стороны, это кошмарно, с другой, мы находимся в уникальной ситуации, когда все те методы, которые только собираемся внедрять, - уже опробованы, признаны и разобраны другими странами.

В городе ограниченное пространство, значит, обеспечивать маршрутизацию людских потоков нужно наиболее эффективными средствами. Так, вместительный автобус и троллейбус могут быть в 70 раз, а связанная сеть велополос в 50 раз эффективней личного автомобиля. Попутно у нас был бы зелёный, уютный, экологичный город. В Краснодаре идеальные условия для велосипедистов в плане климата и рельефа, а вкупе с уже работающей системой велошеринга может сложиться идеальная система транспорта последней мили, когда большие расстояния можно преодолевать на ОТ, а внутри района передвигаться на велосипеде не устав и не вспотев.

Конечно, предстоит большая информационная работа, принятие непопулярных решений, но иначе эту опухоль не вскрыть. Решать проблему ожирения ослабляя ремень и покупая всё более широкие штаны, больше не получится, мы уже упёрлись в предельную пропускную способность».