Напомним, что картина получила сразу три приза Берлинского кинофестиваля - за лучшую операторскую работу (Павел Костомаров) и за лучшую актерскую игру (Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис). Кстати, последний раз российские фильмы участвовали в «Берлинале» пять лет назад - тогда Александр Сокуров привёз своё «Солнце».
Скажем сразу - в названии фильма «Как я провел этим летом» нет ошибки. Просто в слово «провел» авторы вкладывали значение «обманул». Действия происходят на полярной станции на Чукотке. Герои (а их всего два) – ученый-полярник (Сергей Пускепалис) и молодой практикант, приехавший на остров из любопытства (Георгий Добрыгин). Психолог по образованию, режиссер Алексей Попогребский фокусируется, прежде всего, на человеческом внутреннем мире, ставя героев в ситуацию, когда им приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого…
Таких картин зритель не видел уже давно. Поэтому первым делом мы спросили режиссера о развитии кино в России.
- Изначально кино было балаганным увеселением. В таком русле и продолжают снимать современные кассовые фильмы. Вторым же направлением было развитие кино как искусства. Разделение между этими отраслями сегодня - жесточайшее. И это не идет на пользу ни зрителю, ни создателю.
Феллини, к примеру, снимал абсолютно авторское, философское кино, которое собирало отличную «кассу». На фестивалях лично я вижу немало средних авторских фильмов, но там хотя бы есть ощущение, что с тобой кто-то разговаривает. А есть и такие, которые сделаны как конструктор «Собери кассовый фильм сам» - что-то отсюда, что-то оттуда. Мне импонируют те картины, что между ними. Например, как у Спилберга.
- Чего не хватает современному зрителю? Может, образования, чтобы понять авторское кино?
- Дело не в образовании. Мои фильмы может смотреть любой. После выхода картины «Простые вещи» на полярной станции, где мы снимали «Как я провел этим летом», ко мне подошел дизелист - у него за плечами неоконченная школа - и сказал: «Леха! Это же про меня кино!»
Просто мы живем в слишком быстром темпе. И нам сложно успокоиться и настроиться на волну внимания. На самом же деле, у нас полно времени, просто мы делаем кучу вещей, которые нам не нужны
- Какой вопрос вы хотели вызвать у зрителя фильма «Как я провел этим летом»?
- А как бы я поступил в этой ситуации? Задумываясь о своих поступках, человек становится сильнее.
- Зачем в картине нецензурная лексика?
- Этого на самом деле немного. И убрать эту лексику было бы фальшиво. Ведь слова были естественной реакцией актеров на некую ситуацию, в которую мы их ставили. Это были самые искренние и подлинные моменты.
- Фильм снимался в реальном времени. Получается, на площадке вы устроили «Дом-2». Заставляли проживать людей в предлагаемых обстоятельствах…
- «Дом-2» – это подлая и фальшивая манипуляция. В нашем случае было сотрудничество, чтоб сделать все честно.
- Почему вы в фильм не включили любовную линию?
- О! Тогда получилось бы совсем другое кино! Представляете, приехала бы девушка, они бы начали за ней ухлестывать, подрались на дуэли… Скажу вам по секрету, у нас там была эротическая открытка 70-х годов, которая потом так и не попала в фильм.
Смотрите также:
- «Страдания Человека-паука». Режиссер - о главной беде современного кино →
- 6 фильмов «Кинотавра-2015», которые стоит увидеть →
- Владимира Меньшова очень сложно снимать →