«Режиссер - это полководец, ведущий в бой всю съемочную битву», - уверен краснодарец Валерий Мельников, на счету которого и анимационные, и игровые, и документальные фильмы.
Проблема сценария
«АиФ-Юг», Федор Пономарев: Валерий, вы учились на филолога, а сейчас снимаете фильмы. Как так вышло?
Валерий Мельников: Да, я окончил филфак. Шел туда учиться с мечтой стать писателем. Но в университете из нас готовили будущих учителей русского и литературы, а не Пушкиных и Достоевских. К тому же, как оказалось, мне значительно проще рассказать историю в визуальных образах. Какое-то время я работал журналистом, но при этом всегда завидовал фотокорреспондентам - они делают пару фоток и получается материал, который стоит целой статьи. Купил цифровой фотоаппарат и в качестве первого опыта решил снять фотоиллюстрацию к казачьей сказке. Налепил пластилиновых казаков, сделал пару снимков, стал двигать героев -и тут внезапно пришла идея о мультике. В итоге снимал всю ночь, не выспался, но получившиеся полминуты кривой анимации показались мне самым прекрасным творением в жизни. Хотелось снимать, снимать и снимать. И тогда я поехал в Москву поступать на кинорежиссерский.
- Многие известные режиссеры говорят, что найти достойный сценарий - самое сложное, поэтому плодятся ремейки, пересъемки и экранизации комиксов. Это проблема только Голливуда?
- Найти хороший сценарий - самое сложное в фильмопроизводстве. Ведь что такое кино? Это еще один способ рассказать историю. И, конечно, история эта должна быть интересной. Лондон, Горький, Толстой, Чехов - все они прожили сложную, бурную жизнь. Путешествовали, страдали, воевали... У них был богатый жизненный опыт. А о чем может рассказать большинство современных сценаристов? О своих походах в ближайший торговый центр? Великие рассказчики всегда боролись за что-то, страдали за какую-то великую идею. А сейчас мы слишком ленивы и сыты, чтоб сопереживать и умирать за идеалы.
Страдания Человека-паука или роботов-трансформеров слишком надуманные, даже сами авторы в них не верят. Беда современного кино - вымышленные герои, лубочные конфликты. Для больших студий поиск сценариев осложняется тем, что надо заботиться о продаже своего кино. Как привлечь наибольшее количество зрителей? Чтоб и гламур был, и саспенс, чтоб критики-интеллектуалы не заклевали и чтоб молодежь с района не заскучала? В итоге получается кастрированное кино. Его пытаются приправить матом, жестокостью и пьянством. Но от этого только хуже.
Считается, что герой фильма должен быть похож на зрителя. Это рождает сопереживание. Но беда в том, что на нас сегодняшних даже нам самим скучно смотреть.
Шанс для провинции
- Кто, на ваш взгляд, режиссер - автор, создатель нового мира, организатор, знаток кинематографических технологий?
- Режиссер - не только некий эстет, поглощенный самовыражением на экране. Он, в первую очередь, еще и полководец, ведущий за собой в нелегкую битву всю съемочную группу. Нужно быть организатором, психологом, разбираться в технике, в строительстве декораций, в музыке, в пиротехнике и т. д. В идеале режиссер должен уметь снимать лучше оператора, разбираться в звуке лучше звукорежиссера, играть лучше актера, монтировать как сам Господь Бог, строить декорации как инженер и таскать реквизит как заправский грузчик. Он обязан это уметь или хотя бы убедить съемочную группу, что все это умеет - только так можно контролировать съемочный процесс и добиться от всех максимума.
- Сейчас в разговорах о кино часто используют экономические термины: инвестиции, отбить, прибыль, доход. Разве о нем можно говорить в таких словах, ведь это все-таки искусство, тем более «важнейшее для нас»?
- Вы просто подумайте - люди вкладывают в проект сотни миллионов долларов. Конечно, они обеспокоены тем, чтобы их вернуть. И их можно понять. Писателю, чтоб написать бестселлер, достаточно пера и бумаги, художнику - холста и краски. Производство же кино - затратная вещь. Минимум полтора года должна трудиться команда профессионалов с самой современной техникой. При этом вы еще зависите от погоды, от слаженности и квалификации съемочной группы и еще от тысячи случайностей... Наконец, вы снимаете шедевр, но он выходит в прокат в один день с новыми «Звездными войнами» - и все зрители уходят смотреть на джедаев. Поэтому кинопроизводство - это бизнес рискованный и очень нервный.
- А вы не мечтаете сорвать куш, как, например, авторы «Ведьм из Блэр» или «Паранормального явления», которые, сняв фильм за десятки тысяч долларов, заработали на прокате сотни миллионов?
- Мечтаю, конечно, и даже работаю сейчас в этом направлении. Правда, очень не хватает пока этих самых жалких десятков тысяч долларов (улыбается).
- Можно ли, на ваш взгляд, снимать конкурентоспособные фильмы в провинции?
- Сейчас очень удачное время для «провинциального» кино. В стране экономический кризис, кинопроизводство в столице сокращается - нет денег. А потребность в кинопродукции осталась. Вот тут и появляется шанс у провинциалов, ведь производство здесь обходится в несколько раз дешевле. Кроме того, мы привыкли работать в обстановки острого дефицита, искать бюджетные решения. К тому же, на Кубани идеальное место для натурных съемок - красивая, разнообразная природа. Горы, море, песок, болота, пальмы в Сочи - в общем любой тип ландшафта, какой только можно придумать. Конечно, есть и сложности: не хватает профессионалов. Мало актеров, звукорежиссеров и гримеров буквально единицы, осветителей вообще нет. Поэтому приходится организовывать съемочную группу «с нуля», обучать людей.
История в пластилине
- Вы снимали анимационные фильмы об истории Краснодара, кино о событиях Великой Отечественной на Кубани. Такой интерес к истории - дань моде?
- На мой взгляд, нет ничего более поучительного, чем история. Кстати, одна из моих старых работ - «Взятие Березани» из цикла «Екатеринодарские байки» - посвящена запорожским казакам, которые под российскими знаменами сражались с турками за Крым. Сейчас эта тема внезапно снова стала очень актуальной.
- Игровые, документальные, анимационные фильмы… Вы снимаете во многих жанрах, а к чему все-таки больше лежит душа?
- Да, я работаю в разных техниках - пластилиновая («Екатеринодарские байки») и рисованная мультипликация («Советский солдат»), в жанре документального («Краснодар 1942 - 1943 гг.», «Кубанские казаки и половецкие бабы») и художественное кино («Заказ», «Эстафета»). И рекламные ролики снимаю, куда ж без них. Может, надо бы сосредоточиться на чем-то одном и совершенствоваться - стать или мультипликатором, или документалистом, или уйти в игровое кино. Но так хочется попробовать себя во всем. Ведь каждый жанр, каждая техника дает какие-то новые возможности.
Например, мультипликация - очень кропотливый труд, на нее всегда столько времени и сил уходит, что каждый раз зарекаюсь с ней связываться. Но зато какое это удовольствие - ведь только в мультипликации ты становишься всемогущим творцом. Тебе подвластно все: погода, ландшафт, любые герои и обстоятельства. Ты ограничен лишь собственным воображением. Ну и ленью, конечно. Придумать - это одно, а рисовать все это намного сложнее. Зато у тебя на глазах неживые объекты начинают двигаться, обретают жизнь - это непередаваемое ощущение.
- И последний вопрос: что вы сейчас снимаете?
- Сейчас работаю сразу над тремя проектами. Доснимаем короткометражный фильм по фронтовому рассказу Василия Быкова «Эстафета». Место действия - горы в районе станицы Крепостной. Снимали там весной, но не успели - потеплело и зазеленели деревья. Пришлось ждать осени, когда листья снова опадут, чтобы снять несколько сцен. В этом фильме сыграли актеры Молодежного театра Виктор Плужников, Евгений Парафилов, Александр Теханович. Трейлер уже можно посмотреть в ютубе. Довольно зрелищное кино - там много стрельбы, взрывов.
Второй проект тоже патриотический - документальный фильм о работе кубанских поисковиков, самоотверженных людей, которые тратят кучу времени и сил на раскопки и поиск останков наших солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Недавно мы ездили с ними в экспедицию: они пытались извлечь из болота остатки истребителя Як. Целый день копались в болоте, строили плотину, таскали ведрами ледяную воду... И все только для того, чтобы добраться до двигателя самолета и прочитать серийный номер - по нему можно восстановить личность пилота, узнать его судьбу и передать останки родственникам.
Третий проект пока на стадии раскадровки и кастинга - это мистический триллер, действие которого проходит на кубанских просторах.