«Самый опасный возраст - 13 лет». Психиатр о причинах детского суицида

Тема суицида среди детей в российском информационном пространстве звучит все чаще. Смотреть на проблему можно с разных сторон - например, с точки зрения кибербезопасности (когда подростков склоняют к самоубийству неизвестные манипуляторы). Но есть и чисто медицинский фактор: почему одни дети поддаются депрессивным настроениям, а другие продолжают радоваться жизни? Неужели дело в специфических расстройствах психики? Об этом «АиФ-Юг» спросил доктора медицинских наук, профессора Виктора Косенко.

   
   

16 человек на 100 тысяч

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Виктор Григорьевич, почему идея суицида вообще возникает у детей и подростков?

Досье
Виктор Косенко - доктор медицинских наук, профессор. Герой Труда Кубани, Заслуженный врач России, заведующий кафедрой психиатрии ФПК и ППС.

Виктор Косенко: К сожалению,  данные официальной медицинской статистики последних десятилетий свидетельствуют о тенденции роста психических расстройств среди несовершеннолетних. Считается, что в Европе дети и подростки с различными нарушениями психического здоровья составляют от 14% до 30% от общей численности населения. Приблизительно подобная статистика имеет место и в России.

Так, с 1995 по 2015 годы показатель заболеваемости психическими расстройствами в нашем обществе среди детей вырос на 7,6%, а среди подростков – на 29,1%. Число инвалидов по причине психической патологии увеличилось на 49,8%. И еще, согласно данным Росстата, только в 2015 году вследствие суицида погибло 685 несовершеннолетних.

Краснодарский край не исключение. Количество несовершеннолетних, имеющих группу инвалидности в связи с психическим заболеванием, растет: если в 1995 году их было 2 900, то спустя десятилетие, в 2015 году – уже 7 014. Как говорится, без комментариев!

   
   

- Президент России, выступая в марте этого года на коллегии Министерства внутренних дел, затронул эту проблему и заявил о необходимости ужесточения ответственности за размещение на интернет-сайтах  призывов к молодежи совершать смертельно опасные поступки.

- Эту ситуацию надо тщательно отслеживать. Так, в настоящее время общероссийский показатель суицидогенности (количество завершенных самоубийств) составляет около 16 на 100 тысяч несовершеннолетних. Причем ситуация с мальчиками гораздо сложнее. Они сводят счеты с жизнью в три раза чаще, чем девочки. Кстати, в сельской местности суицидальная активность значительно выше, нежели среди проживающих в городах.

Опасный возраст

- С какого возраста родителям следует обратить особое внимание на поведению своих детей?

- Обычно такие наклонности начинают проявляться с 8-10-летнего возраста. Эти дети все воспринимают в штыки. Причина чаще всего во внутрисемейных конфликтах. Самый опасный возраст - 13 лет. Именно в это время происходят биологические и психологические изменения в  развитии.

- А на что именно следует обратить внимание?

- Употребление алкоголя, наркотиков, склонность к насилию, школьные проблемы, прогулы, однополые романтические влечения. Если ребенка постоянно третируют, угрожают, унижают и издеваются, также можно спровоцировать ситуацию.

- Что делать, если подросток высказывает мысли о смерти?

- Конечно же, незамедлительно обратиться к районному психиатру. Это обязательно делается с согласия подростка либо с согласия его родителей, если его возраст менее 15 лет.

Наследственность имеет значение

- Многие опасаются, что ребенка поставят на учет, положат в психиатрический стационар…

- Это делается не всегда. Принять решение о направлении на стационарное либо амбулаторное лечение таких пациентов - достаточно сложная задача для психиатра. Но то, что в этих случаях необходимы неотложные меры и кризисное вмешательство, абсолютно точно!

Чаще всего показанием к госпитализации несовершеннолетнего является наличие у него психического заболевания. Например, выраженного депрессивного синдрома, острой реакции на стресс, шизофренических психозов и психозов, вызванных приемом психоактивных веществ.

Доказано, что депрессивное состояние матери, но не отца, значительно увеличивает риск возникновения депрессии у ее детей.

- Виктор Григорьевич, а наследственность в этом вопросе играет какую-то роль?

-  Доказано, что риск заболеть для родственников первой степени родства при депрессивном расстройстве примерно в 2,5-3 раза, а при биполярном аффективном расстройстве в 8-10 раз выше, чем у остальных. Риск снижается соответственно отдаленности родства – например, для родственников 2-й степени родства – в 5 раз, и еще доказано, что депрессивное состояние матери, но не отца, значительно увеличивает риск возникновения депрессии у ее детей.

По наследству суицидальность не передается, но при наличии унаследованного психического заболевания такой риск имеет место.

- Теперь главный вопрос – как это все предотвратить?

- Это очень обширная тема. Остановлюсь лишь на главных аспектах профилактики. Это медикаментозные и профилактические методы, направленные на лечение психических и поведенческих расстройств с целью устранения рецидивов суицидальной активности. Сюда же включаются психологическая коррекция и изменение личностных установок и самооценки.

Я уверен, что к ребенку внимательно должна относиться не только семья и лечащий врач, но и учителя. Ведь много времени дети проводят в школе, и отношение в коллективе также может сказаться на его поведении.

К профилактике также относится своевременное выявление жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, особенно в домашних условиях. Я имею в виду не только применение физических наказаний, но и эмоциональное, экономическое, сексуальное и другие виды насилия, которые не оставляют видимых последствий. Причем очень часто несовершеннолетние такие вещи по различным причинам утаивают, и даже специалисту бывает непросто достоверно это констатировать.

Я уверен, что к ребенку внимательно должна относиться не только семья и лечащий врач, но и учителя. Ведь много времени дети проводят в школе, и отношение в коллективе также может сказаться на его поведении. При наличии малейших предпосылок педагогам необходимо настоятельно рекомендовать родителям обратиться на консультацию к детскому врачу-психиатру.