В последнее время то там, то тут люди хватаются за ружьё, ведут себя неадекватно, на пустом месте вступают в уличные драки. Очень многие задаются вопросом: «Что происходит с нашим обществом, насколько оно психически здорово?» О мифах и реальности в этой области, о судебно-психиатрической экспертизе, принудительном лечении и недобровольном обследовании психически больных «АиФ-Юг» рассказал заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор, руководитель кафедры психиатрии ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета Виктор Косенко.
Следили монахи
Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Виктор Григорьевич, расскажите немного об истории отношения и лечения таких больных в нашей стране.
Виктор Косенко: Взгляды на психические заболевания и меры, применяемые к ним в разные периоды Российского государства, были противоречивы. Религиозное толкование бесоодержимости сочеталось с верой в колдунов и порчу. Так, в 16-17 веках жители «со странным поведением» направлялись в монастыри не только для ухода за ними, но и для выявления психического заболевания, чтобы установить уголовную ответственность. Тогда это поручалось монахам.
Законодательные положения, касающиеся душевнобольных в уголовном процессе, появляются в России в 1669 году, где указывалось в статьях «О разбойных и убийственных делах», что «аще бесный убьет, неповинен есть смерти». Говорилось и «о недопущении душевнобольных в свидетели, наравне с глухонемыми и детьми».
Прошли столетия, но вопросы судебно-психиатрической экспертизы, принудительного лечения и недобровольного обследования всё ещё в нашем современном обществе воспринимаются неоднозначно. Нередко имеют место высказывания и суждения «о коварствах психиатрии и психиатрах», ущемляющих права человека и возможных злоупотреблениях с помощью психиатрии в угоду кому-то или чему-то и тому подобное.
К участковому - раз в месяц
- А ведётся учёт людей, которые представляет опасность для общества?
- Те, кто может представлять потенциальную опасность, составляют группу «активного диспансерного наблюдения». В нашем крае 616 таких лиц, или 0,5 % от числа всех зарегистрированных таких больных в крае. Для возможного включения в эту группу врачи-психиатры на специальной комиссии обследуют душевнобольных, которые в прошлом уже совершили опасные деяния и по этой причине находились на принудительном лечении. Также изучают пациентов, имеющих судимость ещё до начала психического заболевания, кроме этого, наблюдают за теми, кто подвержен бредовым идеям преследования, галлюцинаций, извращённых влечений, расторможенности и так далее. К слову, такие больные, представляющие возможную опасность, осматриваются участковым психиатром не реже одного раза в месяц. Состав группы систематически пересматривается.
Кого отправят без согласия?
- Бывают ли случаи, что больной отказывается от обследования или госпитализации, когда для этого есть основания? И что тогда делать?
- Вопрос непростой. Из своей практики скажу, что в 85-90 % случаев родственникам больного или медицинским работникам всё-таки удаётся убедить больного добровольно посетить врача-психиатра или пройти стационарное лечение. Однако, в крайнем случае, приходится руководствоваться Федеральным законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», предусматривающим психиатрическое освидетельствование или госпитализацию в психиатрическую больницу в недобровольном порядке, без согласия больного и без согласия законного представителя. Главным показателем в этих случаях является его опасность для себя или других людей либо беспомощность и возможный существенный вред здоровью, если такому человеку не будет оказана психиатрическая помощь. Для наглядности приведу пример. Так, в 2020 году в психиатрических больницах края пролечено 29 925 душевнобольных, из них госпитализировано принудительно 347 человек.
На учёт необязательно
- Виктор Григорьевич, согласитесь, некоторые люди, даже понимая, что у них проблемы, бояться обращаться к специалистам. Бытует мнение, что если человек обратился в государственную психиатрию, он сразу же будет поставлен на психиатрический диспансерный учёт, так ли это?
- Конечно же нет! Всё не так просто. Лишь только при наличии определённых показаний, независимо от согласия больного, решение о необходимости установления диспансерного наблюдения и кратности посещения участкового врача психиатра и его прекращение принимаются только по результатам психиатрического освидетельствования комиссией врачей-психиатров. В нашем крае официально зарегистрировано около 148 тысяч лиц с различными психическими расстройствами, и лишь только около 29 тысяч, или 23% из них относятся к группе диспансерного наблюдения с наличием различной степени выраженности психических расстройств. Остальные 98 тысяч или 77 % - это так называемая консультативная группа, те, которые обращаются к врачу-психиатру сугубо добровольно и лишь при необходимости, как говорится, «живут и здравствуют» без всяких проблем.
Анонимно тоже можно
- И последний вопрос. Почему всё-таки люди очень неохотно обращаются за помощью в государственные психиатрические учреждения при наличии показаний, а ищут неофициальные пути её получения?
- В моём понятии это объясняется именно наличием в нашем обществе всяких мифов и небылиц по отношению к тем, кто официально обращается за психиатрической помощью. О людях с психическими заболеваниями не всегда корректно высказываются в обществе. Часто употребляя в своих выражениях о психиатрических учреждениях типа «сумасшедший дом», «дурка», «лечебница для умалишённых»... Если в семье есть душевно больной, это всячески утаивается, а, соответственно, он не получает лечение, а болезнь усугубляется, приводит не только к инвалидности, но и даже к преступлениям, с трагическими последствиями. В первую очередь об этом надо задуматься, если у близкого родственника появились первые признаки неадекватного поведения. Пример такой беспечной халатности - трагедия 11 мая этого года в Казани, когда молодой человек совершил в школе массовое убийство. А трагедию, возможно, можно было и предупредить.
Не обращаются в государственную психиатрию также под надуманными соображениями, вплоть до того, что это вызовет разные людские кривотолки, может сказаться на профессиональной деятельности и карьере, утрате доверительных отношений и так далее. Но всегда есть выход - анонимно обратиться за психиатрической помощью. Многие, кстати, так и делают.
Я считаю, это личное дело каждого, где получать психиатрическую помощь, должно быть индивидуальным. Главное - не откладывать на потом, от своевременного обращения зависят прогноз, качество психического здоровья.