Подробности преступления, взбудоражившее в восьмидесятые годы прошлого столетия весь СССР, шокируют и сегодня. Женщина, хладнокровно подложившая яд в предназначенную для шестиклассников еду, не раскаялась даже перед лицом смертного приговора. Похоронившие детей родители так и не услышали слов извинений. О семье Тамары Иванютиной рассказывает «АиФ-Юг».
ЧП в киевской школе
В марте 1987 года в больницу в советском Киеве с признаками серъезного отравления поступили трое учеников и 11 сотрудников одной из школ Минского района. Почти сразу после госпитализации двое детей и двое взрослых скончались, еще девять человек находились в реанимации в крайне тяжелом состоянии. Врачи метались от одного пациента к другому.
Как принято, первой заподозрили кишечную инфекцию. Однако когда у больных начали выпадать волосы, эту версию отклонили. Милиционеры возбудили уголовное дело.
Выяснилось, что накануне в школьной столовой подавали гречневую кашу с полезной для детских организмов куриной печенью. Первые признаки недомогания появились спустя несколько часов.
Позже стало известно, что две недели назад от сердечнососудистой недостаточности умерла медсестра-диетолог, отвечавшая за качество питания в учебном заведении. Заподозрившие неладное, следователи решили потревожить уже захороненную покойную. Судмедэксперт в эксгумированных останках обнаружил следы отравления таллием.
Непростая посудомойщица
Немедля дома у всех сотрудников школьной столовой провели обыск. У работавшей посудомойщицей Тамары Иванютиной внутри швейной машинки нашли небольшую, но очень тяжелую бутылочку от машинного масла. Проведенная экспертиза показала, что внутри склянки находится «жидкость Клеричи» - раствор на основе таллия, применявшийся в геологии.
Иванютину арестовали и она дала признательные показания. Женщина сообщила, что таким образом она «наказала» шестиклассников за отказ расставить в столовой столы и стулья. Впрочем, позже задержанная заявила, что эти показания дала под давлением и вовсе перестала сотрудничать со следствием.
Между тем выяснилось, что в школу она устроилась с поддельной трудовой книжкой, чтобы скрыть судимость за спекуляцию.
Следствию фигурантка пояснила, что пошла туда, чтобы иметь возможность кормить объедками кур и свиней. По некоторым данным, чтобы посытнее накормить «хозяйство», она умышленно портила продукты в столовой. К примеру, неожиданно «ломался» холодильник и испортившиеся продукты, которыми нельзя было кормить детей, с удовольствием забирала Иванютина. Всех, кто посягал хотя бы на их часть, она воспринимала, как врагов.
Оказалось, что после смерти убитой ею медсестры Натальи Кухаренко заведующий столовой запер кладовую и ключ носил с собой. Чтобы его отравить, Тамара и подлила яд в оставшуюся после основной раздачи школьникам пищу. Женщина прекрасно знала, что завхоз будет обедать попозже. То, что вместе с ним перекусить зашли и помогавшие перетаскивать стулья со склада шестиклассники, ее нисколько не смутило.
Распутывать дело отравительницы было морально тяжело даже видавшим многое следователям. Количество убитых Тамарой людей поражало. Возраст жертв и вовсе вызывал шоковое состояние – среди погибших был даже первоклассник, попросивший у «тети из столовой» остатки котлет для своей собачки.
Семейный подряд
Многодетная семья была дружной, о страшном «скелете в шкафу» Тамары знали сестра и родители. Более того, поддерживали и даже воспользовались идеей устранения неугодных. В течение 11 лет они травили людей.
Поставщиком таллия все эти годы была работавшая в геологическом институте знакомая, уверенная, что семейство просто борется с крысами. На допросе женщина вспомнила девять фактов передачи Масленко высокотоксичного вещества.
Страшный список отравленных открыл первый супруг Тамары Иванютиной. Уж очень она хотела стать единоличной владелицей его двухкомнатной квартиры в Киеве, на которую мужчина успел заработать, будучи водителем-дальнобойщиком.
Овдовев, она вскоре снова вышла замуж, но не понравилась свекрам. Вопрос решился быстро – с разницей в два дня пожилые люди ушли в мир иной. Стал болеть «любимый» муж, еду которому супруга сдабривала небольшими порциями яда. Ее действия оправдывала цель – дом и земельный участок. К счастью мужчина выжил. Кстати именно под его фамилией Тамара и «прославилась».
После трудоустройства в школу, первыми ее жертвами стали парторг Екатерина Щербань, учитель химии (удалось выжить), пятиклассник и вышеупомянутый первоклассник.
Сестра Иванютиной - Нина Мацибора, благодаря «ноухау» сестры, избавилась от пожилого мужа, став хозяйкой отличной квартиры. Родители женщин таким образом устранили громко включающего телевизор соседа по коммуналке и осмелившуюся сделать им замечание по поводу грязного туалета соседку. Кроме того, отец отравил родственницу, посетовавшую, что его супруга так тяжело болеет, что стоит готовиться к похоронам.
Масленко травили соседей и знакомых, а отравленных ими соседских домашних животных и вовсе не сосчитать.
Приговор
Интересно, что находясь в СИЗО, Иванютина объясняла сокамерницам, что, чтобы добиться желаемого, не нужно писать жалобы, а надо дружить со всеми, дружить и угощать. Особо зловредным она советовала в угощения добавлять яд.
В общей сложности суд доказал 40 эпизодов отравлений, совершенных членами этой семьи. 13 человек скончались. Ни во время следствия, ни на суде Тамара свою вину не признала, извиниться перед близкими убитых даже не подумала.
При этом она очень хотела на волю – обещала следователю «много золота». Ее приговорили к высшей мере наказания – к расстрелу. Приговор Тамаре Иванютиной был приведен в исполнение в Лукьяновском СИЗО Киева. Она вошла в число трех женщин, казненных в СССР.
Нину приговорили к 15 годам в колонии, отца и мать – к 10 и 13 годам соответственно. Пожилые отравители на свободу так и не вышли, скончавшись за колючей проволокой. Дальнейшая судьба Нины после освободения неизвестна.