А если завтра такой «летучий голландец» упадет кому-то на голову? Застрахованы ли жители Кубани от подобных ЧП?
Оказали доверие...
Купить самолет либо вертолет может любой - как обычную машину. Как нам пояснили в Росавиации, воздушное пространство у нас над головами условно делится на три слоя. В третьем, так называемом слое «джи», можно летать без разрешения, но с уведомлением. За час до полета пилот сообщает в органы управления воздушным пространством о времени и маршруте полета.
Раньше нужно было подавать заявку как минимум за сутки. Новый уведомительный порядок действует с 1 ноября 2010 года. Разрешительный порядок остался в приграничных районах, зонах, прилегающих к аэропортам, военным аэродромам. В Калининском районе - разрешительный порядок. Но пилот разбившегося МИ-2 «добро» на взлет ни у кого не спрашивал…
Авиация делится на два вида: коммерческую и авиацию общего назначения (когда частник покупает самолет/вертолет и использует для своих личных целей). В слое «джи» летают те и другие. Требования к инженерно-эксплуатационному состоянию машин одинаковые. С определенной периодичностью проходят ТО. Все пилоты несколько раз в году проходят медицинский контроль. «Коммерческие» экипажи перед каждым вылетом осматривают медики. От пилотов авиации общего назначения этого не требуют.
Предполагается, что пилот будет руководствоваться правилами. Не поднимет в небо машину, если пьян или болен.
Мера доверия высока. Сами пилоты признают: с 1 ноября порядок использования воздушного пространства здорово упростился. Но при этом даже просто позвонить и сказать, что планируется вылет, удосуживаются далеко не все. В авиации у таких прозвище: «партизаны».
У семи нянек
Система «охоты» на незаконных летунов непроста, но отлажена. Офис Управления гражданской авиации, курирующего ЮФО и Краснодарский край, базируется в Ростове-на-Дону. Отсюда схема: УГАН рассылает письма главам регионов с просьбой о содействии в выявлении фактов незаконной эксплуатации авиатехники. А главы в свою очередь отправляют циркуляры местным силовикам... Крайними, то есть конкретными исполнителями задачи, поставленной УГАН, являются участковые. Обнаружив «партизанскую» технику, они также действуют по цепочке, но уже в обратном порядке.
- Материалы представляют, но не в полном объеме. Наверное, сил не хватает, - сетует Николай Ткач, начальник отдела надзора за соблюдением летных стандартов.
Тем не менее, общими усилиями с начала года на Кубани выявлены 12 «партизан». В объяснениях в основном фигурирует одна причина: стремление заработать. Во всероссийской житнице, на авиахимические работы спрос, а новый самолет (вертолет) - попробуй купи! Вот и едут по ж/д из бывших советских республик «черные» самолеты и вертолеты. Пусть без документов, битые, старые. Зато - по сходной цене. Подклепал, подлатал - полетел! Упал, разбился? Ну, значит, не повезло…
Несекретная информация
«Партизаны» летают на свой страх и риск. И за это мы должны им быть… благодарны! Такое мнение на условиях анонимности высказал один «пилот и гражданин».
Он бы и рад иметь «белый» самолет, но - не по карману. Технику проще содержать втемную. Это уберегает от массы расходов: регистрация судна, сертификация…
- За каждый взлет и посадку - плати, все аэропортовые сборы: метеообслуживание, навигация - будь добр, погаси… Если «кукурузник» с чужого аэропорта летает - пилот без штанов останется, а сельхозпредприятие разорится. Аграрий в этом вопросе - заинтересованная сторона. Ему плевать, каким самолетом - «белым» или «черным» -
будет обработано поле.
- А вы думаете, что никто не знает, где «партизаны» наши водятся? У нас воздушную зону до сих пор контролирует ВВС, информацией о том, где, кто и как летает, военные владеют в полном объеме. Транспортная прокуратура, надзорные органы прекрасно обо всем осведомлены. Но все останется на своих местах. Потому что урожай не собрать по-другому…
КОММЕНТАРИЙ
- «Партизаны» - ребята в принципе хорошие, - говорит Николай Харин - руководитель частного авиационного предприятия. - Просто тратить «лишние» деньги и «волокититься» не хотят. Хотя легализовать сегодня можно любую технику.
Самая дешевая машина в его авиапарке - американский вертолет Robinson R-44. Новый стоит 700-800 тыс. долл. 40 процентов от стоимости - растаможка. Регистрация, сертификация стоят недорого, а вот содержание влетит в копеечку. Топливо - импортное, от 80 рублей за литр. Летный час (все расходы, включая обслуживание, амортизацию) стоит 25 тыс. руб. (Летный час «сельскохозяйственных трудяг» еще дороже: МИ-2 - около 45 тыс. руб; Ми-8 - порядка 120 тысяч).
Важная часть расходов - базировка летательного аппарата. Фирма Николая арендует площадку на аэродроме (7 500 руб. в месяц). Заключить договор и поставить судно на стоянку можно в любом аэропорту, не нужно будет каждый раз платить за взлет-посадку (а расходы большие). Если судно стоит у тебя дома, базировка оформлена по закону - не платишь не только за это, но и за аренду.
Смотрите также:
- Экзотика ЖКХ: низкие тарифы - угроза для чиновников. «Дело о занижении тарифов» →
- По пути рядового абонента-просителя. Испытано на себе →
- «Надутые» потребители →