Кущевская трагедия. Год спустя

   
   

Следствие еще продолжается, а виновников преступления становится все меньше. Двое из обвиняемых покончили жизнь самоубийством в следственном изоляторе, еще один, которого называли правой рукой Цапка, Сергей Цеповяз был освобожден под подписку о невыезде.

Осудить успели только мать главного обвиняемого. Надежда Цапок была приговорена к 3 годам лишения свободы за мошенничество.

О том, какова криминогенная ситуация в станице, на недавнем брифинге рассказал заместитель начальника ГУВД края Юрий Кузнецов: «В целом в районе наблюдается снижение числа зарегистрированных преступлений. В 2010 году этот показатель был равен 686, в 2011 году число преступлений составило 660».

По его словам, увеличилась и раскрываемость преступлений, а жители Кущевской говорят о кардинальных изменениях в своей жизни, мол, на улицу можно выходить без опаски.

Обратились мы и к социологам - недавно в станице проводились исследования. По результатам, больше всего жителей Кущевской волнует состояние дорог, водоснабжение… Безопасность для них якобы на последнем месте.

- Да, люди помнят о трагедии, но по-настоящему заботят их совсем иные вещи, - говорит руководитель краевого социологического центра Николай Петропавловский. - Кстати, в прошлом году мы проводили социологические исследования за 10 дней до трагедии, так по всем показателям станица была одной из самых благополучных. Никто не обмолвился об угрожающей опасности.

   
   

Что изменилось за год, решили узнать и мы, отправившись в командировку.

Год назад Кущевская была потрясена. Людей на улицах было мало, зато чиновников разного ранга хоть отбавляй. Все что-то расследовали, контролировали, проводили приемы граждан.

Сегодня интерес не угас. До сих пор в станице находятся сотрудники Следственного комитета, а последние несколько недель зачастили вице-губернаторы.

В день нашего приезда пожаловал и сам губернатор, который после осмотра новых объектов провел встречу с гражданами.

В самом начале своего выступления А. Ткачев сказал, что внимательно следит за ходом расследования, и выказал уверенность, что виновные будут наказаны. Сами станичники по этому поводу в течение двухчасовой встречи вопросов не задавали.

Затишье перед бурей

На первый взгляд, народ действительно расслабился - в центре гуляют женщины с колясками, на рынке бойкая торговля, в общем, все как в обычном селе.

Вот только дом, в котором произошла трагедия, до сих пор пуст. Единственный уцелевший из семьи Аметовых, Джалиль (сын Сервера Аметова) до сих пор живет на ферме.

Как-то в прессе прошла информация, что жилье он собирается отдать бездомным, однако это не так.

- Это дом моих родителей, здесь я вырос, - говорит Джалиль. - Может, время пройдет, и я смогу там находится? Посмотрим.

По словам Джалиля, следствие держит его в курсе расследования, на днях обещали пригласить для ознакомления с делом. Про всемогущие связи Цапков отвечает: «Если у них и были покровители, то после случившегося от них,наверное, все отвернулись».

- Вражда между моим отцом и Цапками была давняя, - рассказывает Джалиль Аметов. - Началось все лет десять назад, когда братья Цапки были совсем молодыми. Беспредельничали, меня пару раз пытались под себя подмять. Отец им пригрозил: «тронете сына - убью». А потом, когда Колю Цапка убили, решили, что это сделал папа. И стали его преследовать. Но отец был не виноват и близко к себе Цапков не подпускал, а потом, когда те потребовали платить деньги с прибыли, отказался делать это. Спокойно жила моя семья только последние пару-тройку лет. Цапки перестали нас беспокоить. Оказалось - затишье перед бурей.

Дело в том, что они себя здесь богами почувствовали, ведь столько лет все сходило им с рук. А кроме всего прочего почти все бандиты плотно сидели на наркотиках. Мне оперативники рассказали, что когда преступники пришли в дом и увидели столько народа, половина из них хотела развернуться и уйти. А Цапок (по словам милиционеров, он был здесь), у которого было оружие, пригрозил застрелить тех, кто уйдет.

Они действительно держали в страхе всю Кущевку. Сейчас люди вздохнули свободно, девочек стали выпускать гулять. Но мне мои друзья фермеры уже жаловались, что кое-кто из новых полицейских взял на вооружение талмуды Цапка и Ходыча и пытается свои порядки наводить. Правда, пока по мелочи.

Тем не менее положительные изменения есть. Фермеры наконец-то стали получать льготные удобрения и солярку. Раньше львиная доля доставалась «Артекс-Агро», ферме Цапков, другим выделяли, может быть, раз в год. Теперь же чуть ли не раз в два месяца льготы получаем.

Тревога осталась

В школе № 1 учились почти все участники трагедии - и погибшие, и те, кто обвиняется в убийстве.

Сергей Цапок тоже оканчивал эту школу.

- Учился он неважно, но с большим почтением относился к матери и это уважение к женщине перенес на учителей, - вспоминают сегодня педагоги. - Школе был благодарен за то, что ему помогли ее закончить (до этого его за неуспеваемость попросили из другой), и много лет помогал своей альма-матер. Не понимаем, как такое могло случиться!

- Это событие поставило на станице клеймо, - считает учительница химии Наталья Носачева. - Ведь трагедия продолжается. Это и порушенные семьи, и родители, которым стыдно появляться на улице. Событие охватило большое количество людей. Та жестокость, с которой было совершено преступление, необъяснима. Возникает вопрос: много ли среди нас людей, способных на такие зверства? Получается, что никакие охранники и полиция не помогут, если человек задался целью лишить тебя жизни.

После того, что произошло, чувство незащищенности, тревоги стало обостренным. Понятно, что всегда была группа, которую нужно опасаться. Иногда они вели себя нормально, но были моменты, когда могли устроить драку, оскорбить ни за что, совершить насилие.

Такие люди, наверное, есть везде. Но чтобы напали в собственном доме и подняли руку на детей, на моей памяти впервые!

Наша школа долгое время не могла оправиться от шока. Ведь были классы, где учились родственники обеих сторон. Ребята даже создали сайт, который посвятили погибшему однокласснику.

Мы много разговаривали, все вместе анализировали ту ситуацию. Дали понять детям, что всегда есть люди, которые будут стараться использовать других в своих целях. И выбирать они будут среди тех, кто сопротивляется общепринятым правилам. На детей это произвело сильное впечатление, они как-то сразу повзрослели, у нас даже дисциплина улучшилась.

Через нашу школу прошли почти все, кто сегодня оказался за решеткой. У каждого из них были свои проблемы, но все они претендовали на лидерские роли. А потом попались на крючок, сорваться с которого не смогли. Никакие законы остановить не могут, если у человека нет внутреннего цензора. Ведь были ребята, которые смогли уйти из этой группировки. Их не отпускали, но они нашли в себе силы сделать это.

От ред. Получается, не все еще так гладко в станице, как нам преподносится. После встречи с Джалилем Аметовым мы подошли к новому начальнику районного УВД Александру Сокрутенко и рассказали о наследии Цапков и новых порядках.

- Возьму на заметку, - сказал он.

Мы же надеемся, что такие вещи будут жестко пресекаться. Одно кровопролитие произошло. Пора извлекать уроки.

Смотрите также: