Трагедия в Крымске: оглашение приговора подсудимым займет от 3 до 5 дней

   
   

Наводнение, которое произошло на Кубани в ночь с 6 на 7 июля 2012 года, стало одним из самых разрушительных за всю историю региона. Тогда большая вода унесла жизни 168 человек. Стихия ударила по нескольким населенным пунктам, в том числе Новороссийску и Геленджику. Однако больше всего досталось Крымскому району. Здесь погибли 153 человека, было разрушено больше тысячи домов, а подтоплено порядка пяти тысяч. Уголовное дело по факту гибели людей завели в июле 2012, и вот, спустя год, 19 августа суд приступил к оглашению приговора.

Знали, но ничего не сделали?

Фигурантами дела о наводнении в Крымске стали четыре экс-чиновника. Это экс-глава города Владимир Улановский, бывший глава Крымского района Василий Крутько, экс-глава Нижнебаканского сельского поселения Ирина Рябченко и бывший заместитель руководителя Управления по предупреждению ЧС и гражданской защиты населения Крымского района Виктор Жданов. Первых трех человек следствие обвинило в халатности (ч. 3 ст. 293 УК РФ) и служебном подлоге (ч. 2 ст. 292 УК РФ), а вот Виктору Жданову помимо статьи 293 УК РФ достались и еще две – в том числе ст. 159.2 УК РФ («Мошенничество при получении выплат»).

Читайте также. Хроника трагедии в Крымске>>

По версии правоохранителей, Крутько, Улановский, Рябченко и Жданов знали о возможном возникновении ЧС в Крымском районе, однако «не обеспечили необходимый порядок оповещения населения об опасности возникновения ЧС», не эвакуировали жителей маленького города в безопасные районы и «не предприняли мер по предупреждению и уменьшению ущерба в результате ЧС».

– Это привело к гибели 153 человек, безвестному исчезновению двух граждан и причинению вреда пяти местным жителям в ходе стихийного бедствия 6–7 июля 2012 года, – рассказали в СУ СК РФ по Южному федеральному округу.

Кроме того, по версии следствия, Крутько, Улановский и Рябченко дали указания подчиненным, чтобы те подготовили официальные документы с недостоверными сведениями. Мол, комиссия по ЧС и противопожарной безопасности заседала – с этими чиновниками, кстати, в составе. Введение режима ЧС, оповещение и спасение людей тоже имело место быть.

   
   

– Зарегистрировали подложные документы «задним числом» – 6 июля 2012 года, – уточнили в ведомстве.

Вписал свой адрес в список пострадавших домов?

Виктор Жданов же решился на мошенничество. Экс-чиновник вписал свой адрес в список домов, которые пострадали во время наводнения.

– При этом Виктор Жданов достоверно знал, что его жилище не только не повреждено, но даже и не находилось в зоне подтопления. Несмотря на это, мужчина и четверо членов его семьи были включены в список граждан, пострадавших в результате ЧС, и претендовали на получение 50 тысяч рублей. Эти противоправные действия были своевременно пресечены следствием, – пояснили в СУ СК РФ по Южному федеральному округу.

К слову, чтобы подтвердить жизнеспособность своих версий и передать дело в суд, следствию пришлось изрядно потрудиться. Восемь месяцев – размер следственной бригады на разных этапах составлял от 15 до 150 человек – правоохранители изучали места происшествия, опрашивали свидетелей. Эту работу зафиксировали почти в 200 томах уголовного дела.

Читайте также. Крымск. Год после трагедии>>

Среди доказательств – данные с военных спутников

– Беспрецедентность расследования характеризуется не только масштабами следственных действий, но и теми экспертизами, которые были проведены с целью установления истины. Это и географическая, и гидрометеологическая, и гидротехническая экспертиза. Для проведения их истребовались данные с военных и гражданских спутников, проводились осмотры водохранилищ с использованием вертолетной техники, – прокомментировал СМИ по окончании расследования официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

К слову, хоть расследование уголовного дела и завершили в марте, по существу суд впервые рассмотрел его 15 мая 2013 года. И то – не Крымский, а выездной Абинский районный суд Краснодарского края. Причина в том, что все судьи из Крымска получили отвод. Вот как прокомментировали эту ситуацию еще 9 апреля 2013 года в прокуратуре Краснодарского края:

– В судебном заседании Крымского районного суда Татьяна Улановская заявила самоотвод, поскольку один из подсудимых приходится ей мужем. Чтобы обеспечить объективность судебных постановлений, обвинитель прокуратуры края заявил отвод остальному составу районного суда (а это восемь судей. – Прим. ред.), так как некоторые потерпевшие по делу являются их родственниками.

Читайте также. Кто и как помогал пережившим наводнение жителям Крымска>>

Сам судебный процесс длился больше 2,5 месяцев, и вот 7 августа 2013 года гособвинение – а в частности, прокурор Александр Поляков – пришло к выводу, что выводы следствия о виновности подсудимых полностью подтвердились. Он запросил для Василия Крутько шесть лет реального лишения свободы, для Виктора Жданова – 4,5 года колонии. Владимира Улановского прокурор попросил приговорить к 3,5 годам в колонии-поселении, а вот Ирине Рябченко – главе Нижнебаканского сельского поселения – назначить условное наказание в виде 3,5 лет лишения свободы.

Улановский: «Если бы я был оповещен о ЧС, я бы не оставил родных в доме, где уровень воды достигал 4 метров»

12 августа подсудимые выступили с последним словом. Виктор Жданов и Василий Крутько сказали, что «надеются на справедливое решение суда». Владимир Улановский отметил, что не мог предугадать ЧС:

– Если бы я был оповещен о ЧС, я бы не оставил родных в доме, где уровень воды достигал 4 метров, и они чудом спаслись на крыше. Я бы не оставил жителей города… Я надеюсь, что суд вынесет справедливое решение.

Ирина Рябченко же в последнем слове выразила соболезнования родным погибших и сказала, что «сделала все возможное» и ей жаль, что «не смогла сделать больше».

Примечательно, что в ходе судебного процесса лишь Василий Крутько частично признал свою вину, остальные подсудимые настаивали на своей невиновности.

Читайте также. Как выглядит Крымск сегодня>>

19 августа в 10 часов утра началось оглашение приговора по этому сложному делу. Вот что пояснили в пресс-службе Абинского районного суда:

– Оглашение приговора может занять несколько дней. Данные о сути вердикта – обвинительный он или оправдательный, если обвинительный, то в какой мере, – сроках наказания подсудимым будут известны только после окончания оглашения.

Остается надеяться, что решение, принятое судьями, удовлетворит всех тех, кто в прошлом году потерял близких и остался без крова, ведь они ждали его больше других кубанцев. Хотя каким бы ни был вердикт, жизнь крымчан наверняка уже никогда не будет прежней.