Кто задирает цены...

   
   

Руководитель УФАС по Краснодарскому краю Руфина Дегтярева.

Народ стал грамотней

- Руфина Викторовна, на что чаще всего жалуются люди?

- В последнее время вообще резко увеличилось количество поступающих к нам заявлений. Только за 9 месяцев этого года рассмотрено 1402 дела, тогда как за весь прошлый год их было 1171. Возросло количество административных дел, связанных с размещением госзаказов. Большинство нарушений, за которые должностные лица заказчиков привлекались к ответственности, связано с нарушениями сроков подписания договоров с победителями торгов, с необоснованными отказами конкурсной комиссией в заявке на участие в торгах и т. д.

Масса дел рассматривается в сфере энергетики. Так, в конце мая Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал законность нашего предписания в отношении «Кубань-энерго». Дело в том, что эта компания выдала технические условия человеку на присоединение жилого дома к электрическим сетям, причем возложила на него обязательства установить трансформаторную подстанцию и протянуть высоковольтные линии. А эти требования противоречат актам, действующим в электроэнергетике.

Выдали предписание об устранении нарушения, однако компания оспорила его в суде. В итоге дело мы выиграли, и «Кубаньэнерго» оштрафовали почти на один миллион рублей. Предписание после этого они исполнили полностью.

   
   

- А в связи с чем, на ваш взгляд, увеличилось количество дел?

- Думаю, что народ стал юридически грамотней, не боится отстаивать свои права. Что касается госзаказов, то, скорее всего, это - результат экономического кризиса. Многим предпринимателям выгоднее заключить договор с государством и какое-то время иметь гарантированную работу. Нередко во время проверок выясняется, что муниципалитеты отдают предпочтение «своим», тем самым нарушая «закон о защите конкуренции».

В этом году мы выиграли интересное дело. Возбуждено оно было еще в 2008 году в отношении администрации Сочи. Было выявлено нарушение закона о защите конкуренции. А именно: администрация курорта наделила МУП «Городской центр по земельно-имущественным отношениям» функциями и правами органа власти. Мы выдали предписание разграничить полномочия. Однако администрация города его обжаловала, и процесс затянулся на несколько лет. В итоге мы выиграли. Дело стало прецедентным на всю Россию, поскольку решение было очень важным для простых людей. Потому что если органы власти предоставляют услуги населению бесплатно, то МУПы берут с потребителей за это деньги.

В результате по истечении двух лет обжалования администрация Сочи наконец выполнила наше предписание.

Кто повышает цены на бензин?

- Руфина Викторовна, а чем закончилась «бензиновая эпопея»? Все мы помним, что заправки обвинили в сговоре. Краснодарскому УФАС часто подолгу приходится отстаивать свою позицию в суде...

- Это дело длится с 2008 года. Управлением были пресечены согласованные действия, которые выражались в том, что розничные цены на бензин и дизельное топливо были установлены на одном уровне. Это сделали крупные игроки рынка нефтепродуктов: ООО «Лукойл-Югнефтепродукт», ОАО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» - и ряд других фирм. В судебных разбирательствах, которые длились на протяжении двух лет, крупные компании для защиты своих интересов привлекали представителей головных компаний «Лукойл», «Роснефть». Борьба тогда велась, как говорится, не на жизнь, а на смерть. Нам было очень сложно доказывать свою правоту - для России это были новые дела. Все же мы выиграли все инстанции. Компании оштрафовали примерно на 1 млн. рублей каждую.

- Нам известно, что на этом история не закончилась. Вы снова с ними встретились в суде?

- Да, в 2009 году компании уже не стали устанавливать цены на одном уровне – разница сначала составляла одну копейку, а затем уже 20-30 копеек по различным маркам бензина. Однако в июне прошлого года «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» и «Лукойл-Югнефтепродукт» начали резко поднимать цены. В феврале все было спокойно: нет посевной, нет туристов, и цены не растут, а в июне обе компании одновременно, с разницей в один-два дня, три раза повысили цены на 50 копеек, то есть в сумме на 1,5 рубля. При этом их руководство в суде заявило, что это всего лишь лояльное повышение цен по отношению к потребителям и в ограничении конкуренции они невиновны. УФАС же отстаивает такую позицию, что если бы компании не вели себя так синхронно и однотипно, была бы здоровая конкуренция, естественный отток-приток потребителей от одной компании к другой. В данном же случае нарушено антимонопольное законодательство.

Две инстанции по этому делу мы проиграли.

А штрафы компаниям грозили большие - 22 млн. рублей «Лукойлу» и более шести млн. рублей «Роснефти». Но суд постановил, что раз это коммерческие предприятия, а цены на бензин государством не регулируются, то они могут увеличивать их согласно своей ценовой политике. Мы еще продолжаем судиться.

Об олимпийской символике

- Сочинская Олимпиада стала лакомым кусочком для предпринимателей. Символику используют на майках, кружках, игрушках. Вы этот процесс как-то отслеживаете?

- В этом году количество таких дел заметно поубавилось - их было всего семь. Народ понял, что просто так это не пройдет. А вот в прошлом году Краснодарское УФАС рассмотрело 60 дел по незаконному использованию олимпийской символики. Нарушителей оштрафовали на общую сумму 1 млн. 404 тысяч рублей. Большинство из них -

индивидуальные предприниматели, для которых предусмотрен штраф 20 тысяч рублей либо отстранение от работы на три года. Для того, чтобы официально изготавливать и продавать продукцию с олимпийской символикой, нужно получить разрешение в АНО «Оргкомитет «Сочи-2014».

- Еще одна больная тема - резкое повышение цен на гостиницы во время форума в Сочи. Можно ли их обвинить в сговоре?

- Я знаю, что многие этим фактом недовольны, однако мы ни одного заявления по этому поводу не получали. Хотя в 2008 году рассматривали аналогичное дело. Было доказано, что есть соглашение между гостиницей и туроператором.

Если вы хотите на что-то или кого-то пожаловаться, пишите. Только помните, что заявления должны быть обоснованными - желательно приложить документы, свидетельствующие о нарушении, либо указать, где эти бумаги антимонопольный орган может взять.

Смотрите также: