Бизнес в кризис. Кто зарабатывает, пока остальные экономят

Открытие собственного дела в нынешний кризис кажется необдуманным риском. Но есть ниши, которые в любые времена будут приносить доход.

   
   

Грибной коммерсант

Александр Малыгин живет в поселке Красносельский Гулькевичского района. В прошлом году 24-летний предприниматель открыл собственное производство по выращиванию шампиньонов в домашних условиях.

«Это больше семейный бизнес, нежели мой личный, - рассказывает Александр. – Мой отец всегда мечтал зарабатывать, выращивая и продавая грибы. Но, как это часто бывает, начать свое дело ему постоянно что-то мешало - то денег не хватало, то времени, то здоровья. Теперь я воплощаю в жизнь все задумки своего родителя».

300 кг шампиньонов в день

На участке рядом с домом отец и сын Малыгины построили специальные подвальные помещения общей площадью почти 300 квадратных метров. Они похожи на шахты: вдоль коридоров длиной 20 метров расположены стеллажи, в которых растут шампиньоны. Грибами Малыгины снабжают родной район и несколько соседних. Продукцию приобретают местные рынки, магазины, пиццерии, кафе и рестораны.

Компост, в котором растут грибы, Александр закупает под Краснодаром. После того, как грибница высажена, бизнесмен строго следит за атмосферой в помещениях. Температура не должна превышать 23 градусов по Цельсию, а влажность - 95%. Через 32 дня после высадки можно начинать сбор грибов. Первый урожай чаще всего небольшой - всего 5-10 килограммов.

«Шампиньоны растут волнами. В разгар плодоношения мы собираем грибы утром и вечером. Дневная норма составляет до 300 килограммов шампиньонов. Бывает такое, что только едва дойдешь до конца коридора, а в начале шахты шампиньоны снова выросли и их уже тоже пора собирать», - говорит Александр.

Не дороже, но и не дешевле импортных

Цену для своего продукта молодой коммерсант назначает, исходя из стоимости импортных грибов. Она, по его мнению, должна быть не выше и не ниже стоимости шампиньонов, которые привезены в Гулькевичский район и его окрестности из-за границы. Оптовая цена за килограмм шампиньонов Александра Малыгина составляет 200 рублей, розничная – 250 рублей.

   
   

«Я считаю, что ценовой конкуренции между моими грибами и привозными быть не должно. Мои клиенты и так понимают, что домашние продукты более безопасные и качественные, чем и оправдывается их стоимость. Цена за импортные шампиньоны складывается из многих факторов. Одним из них является наценка за транспортировку. Все понимают, что качество грибов, которые по несколько недель доставляются в торговые точки, может быть ниже, чем у моего продукта», - говорит Александр.

Он признается, что когда наметилось повышение цен на привезенные из-за рубежа грибы, то ему также пришлось увеличивать цену и на свой товар.

Бизнесмен не жалуется на свою работу, он утверждает, что полностью доволен своим выбором. В планах Александра Малыгина достроить еще одно помещение для шампиньонов, а в отработанном после грибов компосте выращивать клубнику.

«Вкалывал, чтобы не ходить на работу»

Вадиму Архипову 21 год. Уже более года он является хозяином небольшого кафе, которое находится в городе Крымске, на трассе «Краснодар – Новороссийск».

«Я решил заняться собственным бизнесом просто потому, что так сложились обстоятельства. Наша семья владела помещением, которое много лет не удавалось продать. Я располагал небольшим стартовым капиталом. Решено было в этом помещении открыть кафе. Я задумал, что оно должно быть таким местом, куда люди обязательно захотят вернуться», - рассказывает Вадим.

Предприниматель признается, что в последние месяцы он очень редко появляется в кафе. Заведение и его сотрудники работают настолько четко, что несколько звонков администратору в неделю решают все возникающие спорные вопросы.

«Но так было не всегда, - говорит Вадим. – Первое время после открытия заведения я все свое время проводил в кафе. Приходил раньше всех и завершал свои дела далеко за полночь. Я, что называется, вкалывал. Преследовал одну единственную цель - сделать так, чтобы кафе могло работать без моего личного присутствия и приносить мне доход».

«Тяжело найти ответственных людей»

Сегодня в подчинении Вадима трудятся десять человек. Средняя зарплата в его компании колеблется в пределах 15 тысяч рублей в месяц.

«Пожалуй, единственная трудность, которая была с самого начала и остается актуальной сегодня, - это подбор персонала. Проблема не в квалификации поваров и официантов. Очень тяжело найти ответственных людей, которые также, как я, смогут полюбить кафе и будут относиться к работе со всей душой», - делится бизнесмен.

Кризис почти не коснулся кафе

Меню в кафе достаточно разнообразное. Оно сочетает европейскую и японскую кухни. Посетителям предлагаются шашлык, блюда, приготовленные на вертеле, продукты домашнего копчения, пицца, роллы и даже постные кушанья. Цены лояльные: средний чек без алкоголя составляет не более 800 рублей на двоих.

Кризис, со слов Вадима, незначительно отразился на работе его кафе. Цены, конечно, пришлось повысить, но незначительно, что позволило не растерять посетителей заведения.

«Забыть, что такое лень»

Вадим рассказывает, что работать он начал рано. В 12 лет зарабатывал на карманные деньги, помогая соседям убирать во дворах и на участках: косил траву, пилил деревья, красил заборы. Став постарше, работал на стройке, трудился также менеджером ПТО и администратором в гостинице.

«Всем, кто сомневается, начинать ли собственный бизнес, я советую рискнуть и поверить в свой успех. И, конечно, не забывать о том, что, став работодателем самому себе, придется забыть, что такое лень, и много-много трудиться», - говорит Вадим.

Кубанцы не боятся открывать бизнес

О том, как кризис отразился на желании жителей Кубани заниматься своим делом и какие сферы деятельности привлекают предпринимателей, «АиФ-Юг» расспросил исполнительного директора «Фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края» Александра Отрохова.

«Популярностью у кубанских коммерсантов пользуются такие ниши, которые будут востребованы всегда. Если говорить о торговле, то открывают много продуктовых магазинов, а также магазинов по продаже товаров для детей. Сфера услуг в настоящее время изобилует заведениями формата «фаст-фуд»: различные пиццерии и аналоги всемирно известных ресторанов быстрого питания появляются в провинции все чаще и чаще, - говорит эксперт. - В последнее время также создается много фирм, предлагающих консалтинговые услуги. Немало предпринимателей ушли в производство, а именно в сельское хозяйство. Очевидно, что выращивание овощей и фруктов на домашних участках привлекает жителей Кубани в силу специфики региона».

Александр признается, что спады обращений в их организацию бывают, но связаны они только с сезонностью. Традиционно в пору отпусков, с июля по сентябрь, и в январе-феврале, после новогодних праздников, жители Краснодарского края не предпринимают никаких действий по созданию собственного бизнеса.