Краснодарский край, 11 июля - АиФ-Юг. Есть мнение, что взяточничество и вымогательство - системообразующий фактор государственного управления. Попытки истребить коррупцию приведут к хаосу в политической, экономической и общественной жизни. Можно лишь пытаться постепенно ее ограничивать. Эдуард Идрисов с такой точкой зрения категорически не согласен.
Все мы немножко взяточники?
«АиФ-Юг»: – Эдуард Зиннурович, вы проводили анонимное анкетирование среди краснодарцев. Каждый опрошенный заявил, что ему приходилось давать взятки. Кому и за что платят?
Э. И.: – В основном взятки дают, чтобы решать бытовые и частные проблемы. Например, «заносят», чтобы ребенка в детский сад приняли. Самая «затерроризированная» социальная группа - представители малого и среднего бизнеса. В 2012-м краевая прокуратура зафиксировала свыше четырех тысяч случаев, когда были нарушены их права!
«АиФ-Юг»: – А как же указание не «кошмарить» бизнес?
Э. И.: – От легкого и быстрого дохода мало кто откажется. Тем более механизм безотказный.
Допустим, магазин торгует женской одеждой. Приходит представитель проверяющей инстанции. Якобы на сайт организации поступила жалоба покупательницы. От купленного платья у нее началась аллергия. Предприниматель требует телефон заявительницы. Ему дают номер, который никогда не отвечает. Пугают взысканиями, штрафами, закрытием предприятия, но намекают, что есть варианты...
Есть, кстати, официальная статистика по желающим «покошмарить». В 2012-м из 500 заявок на проведение проверок прокуратура отвергла 300! Вразумительных оснований не оказалось! Хорошо, что проверяльщики обязаны о своих действиях оповещать прокуратуру.
Но, считаю, и материалы состоявшихся проверок должны проходить усиленную правовую экспертизу. Постфактум часто выясняется: экспертиз не было, документы оформлялись кое-как. И в роли проверяльщиков выступали лица, не имеющие соответствующих полномочий.
«АиФ-Юг»: – А почему бизнесмены на произвол жалуются, мягко говоря, неактивно?
Э. И.: – Потому что вслед за одним проверяльщиком придет другой. Если пожарный инспектор требует магарыч в обмен на подпись под актами, ему никто не откажет. Это дешевле, чем привести деятельность предприятия в соответствие с законом. А потом мы получаем пожары, как в «Хромой лошади»...
На Кубань пришла мода на «решал»
«АиФ-Юг»: – Откуда взялось мнение, что коррупция необходима для нормальной жизнедеятельности государства?
Э. И.: – Мне доводилось говорить с одним чиновником. Он свое мнение обосновал метафорично. Мол, государство - двигатель. Коррупция - смазка. Много ее - механизмы будут проскальзывать, работая вхолостую. Мало того: шестерни не смогут двигаться, мотор сгорит.
Пока существует оптимальный баланс, механизм будет работать практически идеально.
Я к метафорам, особенно таким, не склонен. Но если высказанную мысль развивать… Кроме «смазки» сомнительного свойства появились ведь и «прокладки», а это дополнительная нагрузка для механизма. Не исключаю, что коррупция сама себя и погубит.
Совсем недавно на Кубань из Москвы пришла мода на «решал». Они вьются вокруг всех крупных учреждений. «Решала» - не должностное лицо, обычно безработный. Он своего рода адвокат коррумпированного чиновника и гарант его безопасности, поскольку предприниматель со своей проблемой уже не идет напрямую в служебный кабинет.
Сформировался теневой рынок решения вопросов. И в среде предпринимателей уже много недовольных.
Посредничество множит расходы, а «решалы» нередко кидают. Критическая масса недовольных наверняка себя как-то проявит, вмешаются правоохранительные органы.
Не исключен и другой сценарий. Если «решалы» возьмутся за ум, коррупционная цепочка только укрепится. В любом случае, считаю необходимым создать при силовых структурах подразделение, которое бы занялось этими посредниками вплотную.
Коррупция победима: опыт Швеции и Сингапура
«АиФ-Юг»: – Все, что вы говорите, подводит к выводу, что коррупция действительно неистребима.
Э. И.: – Еще как истребима! Нужно анализировать опыт других стран. Интересны примеры Швеции и Сингапура. Два совершенно разных подхода - и оба эффективны.
В Швеции подняли зарплаты чиновникам и реформой убрали все административные барьеры. Им нечего стало разрешать и запрещать, а значит, не за что брать взятки. Они работают по регламенту, строго по инструкции. В Сингапуре создали независимый орган - бюро по расследованию коррупции. Тех, кто проворовался, стали расстреливать.
Читайте также. Другое мнение: коррупцию победить невозможно>>
Считаю, в Грузии борьба с коррупцией была проведена идеально. Саакашвили уволил весь штат МВД, набрал новых людей и поднял зарплаты. Работают они в стеклянных, прозрачных зданиях, начиненных видеокамерами… Нам совсем не нужно слепо копировать чужой опыт. Но почему бы не перенять позитивную толику?
«АиФ-Юг»: – Мы уже много раз слышали про позитивный опыт, который нужно анализировать. Но глобальных перемен как будто не предвидится. Не согласны?
Э.И.: – Любая борьба без активного участия гражданского общества обречена на неудачу. Люди, чьи права нарушаются, должны открыто об этом заявлять. Участники крупного бизнеса - в первую очередь. Многие и хотели бы, но говорят: «Если моя фамилия будет озвучена, лишусь бизнеса». Это правда. Каким-нибудь способом, закулисно - уберут.
Нужно, чтобы программа защиты распространялась и на свидетелей коррупции. Надо защищать людей, готовых противостоять. Кстати, в прошлом году была подписана хартия российского бизнеса, подразумевающая отказ от коррупционных сделок. К сожалению, тех, кто ее подписал, пока еще очень мало. Но первый шаг сделан.
Смотрите также:
- Контора пишет. Почему технологии не влияют на работу кубанских чиновников →
- «Антикоррупция - 2». «АиФ - Юг» подвел итоги акции →
- Акция «АиФ - Юг» «Антикоррупция» (10.06.2011) →