169

Контора пишет. Почему технологии не влияют на работу кубанских чиновников

«АиФ-Юг» № 36 01/09/2015

С ошибками в квитанциях и платежках мы сталкиваемся настолько часто, что совсем не удивляемся. В квитанциях на оплату ЖКХ могут фигурировать пять проживающих в квартире вместо двух. Потому что десять лет назад двое выписались, а один человек умер. Эти сведения, пополнив базу данных энергетиков, отчего-то не попали в базу газовиков. На сумму оплаты количество жильцов не всегда влияет, редкий человек будет поднимать скандал.

Другое дело, когда ошибочные сведения, попав в базу, угрожают финансовыми потерями или прочими неприятностями. Такая история рассматривалась на днях судом в Краснодаре. В аэропорту мужчину сняли с международного рейса, потому что за ним числилась недоимка. Откуда берутся недостоверные сведения и отчего базы данных разных ведомств не всегда стыкуются?

Система «Расфокус»

Резонансное судебное заседание удовлетворило исковые требования горожанина к службе судебных приставов. Как выяснилось в ходе разбирательства, в конце прошлого года Иван решил отправиться с семьей в Индию. Поездку ждали с нетерпением и очень радовались, особенно ребенок и беременная супруга. Однако на пограничном контроле краснодарцу сообщили, что выезд из РФ для него закрыт. Препятствием стала числящаяся за ним задолженность. На самом деле он ее погасил, но от судебных приставов до пограничников эта информация не дошла. Ущерб Иван оценил в 100 тыс. руб. Суд взыскал с приставов 95% этой суммы, плюс 5 тыс. - за моральный вред. 

Региональное управление ФССП приговор собирается обжаловать. Отказавшись прокомментировать сам инцидент, чиновники высказали претензию к безалаберности самих людей. По словам представительницы пресс-службы ведомства, срок, за который информация о поступившем платеже движется от терминала, попадает в базу данных УФССП и передается дальше, составляет две - три недели (и это еще довольно быстро - в ГАИ информация обновляется еще дольше - до 90 суток) По мнению нашей собеседницы, собираться в дальнее путешествие можно, лишь убедившись, что «информация о погашении долга дошла куда нужно».

«Современный человек, чтобы не попадать в неприятные ситуации, должен самостоятельно контролировать свои дела, - соглашается Эдуард Идрисов, юрист и правозащитник. - Можно завести личный кабинет на сайте госуслуг, отслеживать поступление штрафов, налоговых и прочих извещений, вовремя их оплачивать. Необоснованные платежи можно оспаривать там же, на интернет-площадке».

Безусловно, хранить и отслеживать информацию в Интернете просто, быстро  и выгодно. Надо отдать должное, ведомства и чиновники в Интернет пусть постепенно, пугливо, но перемещаются. Люди, включая пенсионеров, становятся мобильнее, осваивают сервисы Всемирной паутины. Но, к сожалению, возможности Интернета на сто процентов от «нестыковок» не защищают. Огромная проблема нашей современности - расфокусировка структур контроля и учета, которые по идее должны работать в тесной связке. Почему же не всегда получается?

«Организация электронного документооборота, движение к единой централизованной системе, где были бы доступны банки любых данных, - мечта многих. К сожалению, попытка создать электронное правительство успехом пока не увенчалась. Проект пиарился широко, и с начала нулевых на электронный документооборот перешло подавляющее большинство организаций. Но глобально жизнь это упростило не слишком, - говорит Евгений Куликов, кандидат социологических наук. - В поликлиниках призывают записываться на прием к врачу через Интернет. Но даже с распечаткой талона ты все равно оказываешься в живой очереди, попадаешь в кабинет вовсе не в то время, которое, казалось бы, забронировал. Точно так же, как в больнице, «подвисают» и сбоят серверы всех многообразных структур и организаций. Сведения теряются, их забывают вносить и своевременно обновлять. Разные структуры, оперирующие базами клиентских данных, работают с разной степенью оперативности и профессионализмом. Это приводит к путанице и ошибкам. Часто сведения об одном и том же человеке являются недостоверными и взаимоисключающими. Не секрет также, что очень много информации до сих пор не оцифровано и существует исключительно на бумаге. Учитывая непростую экономическую ситуацию, полноценное электронное правительство в нашей стране может заработать лет через пятнадцать - двадцать». 

Александр Саурин, вице-губернатор  Краснодарского края:
В целом работа МФЦ оценивается по шестибалльной шкале, и самый высокий результат в 5,5 балла показал город Анапа, в число лидеров также вошли: Армавир, Выселковский, Щербиновский, Северский, Староминской и Тихорецкий районы. Сейчас среднее время ожидания в очереди составляет в крае более двенадцати минут, в Краснодаре, несмотря на загруженность специалистов, - около 11. К 2018 году Кубань должна перейти на предоставление услуг полностью в электронном виде.

Чужие долги

Редкий человек не получал чужую квитанцию, не сталкивался с фактологическими искажениями в платежках, не бегал по инстанциям, добиваясь их исправления. 

«Привычка работать с бумагами укоренилась за века, а практика обращения с электронными файлами слишком мала для того, чтобы качественно переформатировать и стиль работы, и сознание, - считает адвокат Юрий Петров. - Свою роль играет и человеческий фактор. Люди, которые ведут учет документации и составляют базы данных, такие же члены общества, как и все остальные. Грубо говоря, есть работники, а есть работнички, от ошибок и халатности которых застраховаться невозможно. Самая распространенная неприятность от них - это ошибочно начисляемые налоги. Мой товарищ три года платил транспортный налог за машину, которой у него никогда не было. Сумма казалась незначительной, а усилия, которые необходимо было приложить для того, чтобы отказаться от чести платить «за того парня», - слишком затратными. По телефону такие проблемы не решаются, нужно взять бумажную справку в ГАИ и лично принести ее в налоговую. Чтобы товарищ прошел этот тернистый путь по кабинетам инстанций, пришлось на него надавить. Как выяснилось, настоящим владельцем автомобиля являлся его однофамилец. Редкостная удача, что в данной ситуации дело обошлось платежами в налоговую, без штрафов и «писем счастья» от ГИБДД».

По мнению адвоката, отсекать беспочвенные финансовые притязания необходимо. «Молчуны», выбрасывающие чужие квитанции в мусорное ведро, рискуют. Долг, хотя и чужой, выписан на ваше имя. Копится, обрастает пеней. В итоге легко оказаться фигурантом судебного разбирательства. Суд (не факт, что он состоится с вашим участием), может наложить арест на имущество. В дверь постучатся судебные приставы…

Саечка за испуг!

Огромным злом и проблемой наши эксперты называют привычку к бумажному документообороту, порождающую циркулярщину и казенщину. Пора отвыкать! Но отвыкание, судя по всему, займет еще много времени. На прошлой неделе многие жители Ильского городского поселения получили письмо-предписание из администрации. В числе «счастливчиков» оказалась и я. 

«Вами нарушаются Правила по благоустройству территории, а именно: отсутствует документация, подтверждающая утилизацию отходов, образовавшихся в результате жизнедеятельности», - сообщалось в первом предложении. После обвинительной части следовали угрозы.

«Выявленное нарушение» рекомендовали устранить в недельный срок и прибыть затем для дачи пояснений с копией документов, подтверждающих «утилизацию отходов». «За неповиновение законному распоряжению должностного лица», пугало предписание, наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 4.10 КЗ. 

Как человек законопослушный и цивилизованный, к проблеме утилизации «отходов жизнедеятельности» я подхожу ответственно. Договор на обслуживание с мусороперерабатывающей компанией заключен еще лет пять назад. За текущий год оплата внесена по 31 декабря включительно (квитанции имеются). Мусоровоз приезжает четко по графику. На каких же фактах основано грозное обвинение? 

«Мы вас не обвиняем, - успокоила Екатерина Крыжановская, организатор работ по благоустройству и санитарной очистке уличной территории Ильской администрации. - С будущего года вступает в силу закон, который обязывает граждан заключать контракты на утилизацию мусора в обязательном порядке. Своим предписанием мы стимулируем тех, кто соответствующий контракт еще не заключил».

Как выяснилось, в поселении две мусороперерабатывающие компании, а единой клиентской базы нет. Администрация создает ее сама и как умеет - запугиванием. Законопослушные граждане, возмущенные «наездом», как минимум отзвонятся. Те, у кого рыльце в пушку, наверняка прибегут «для дачи пояснений». Так выяснится, кто платит за вывоз мусора, а кто нет. На минутку… это происходит в XXI веке. При системах компьютерного учета, электронные базы данных. Должностные лица не знают, как запросить нужные сведения, не доводя граждан до нервного тика?

Деликатная проблема

Разбалансированность работы ведомств - притча во языцех. Базы данных свои у каждого ведомства и формируются на местах, в меру чиновничьего разумения и усердия. Порой, чтобы получить необходимые сведения, с ума сойти можно: бесконечные расписки и отписки, открывания по очереди дверей десятков кабинетов, томительные ожидания в очередях! Спасением от бюрократического ада людям служат МФЦ, работающие по принципу одного окна. Специалисты избавляют нас от необходимости бегать по инстанциям. Но, увы, возникают ситуации, когда посредничество помочь не в силах. Сведения, в том числе недостоверные, попадая в базу, трудно поддаются корректировке. Если, например, по ошибке вас вносят в базу… умерших - пиши пропало. 

Деликатную и головоломную проблему пришлось решать жительнице Крымска. В 2007-м Анна Ивановна (имя изменено) работала на Севере. В это время в Крымске обнаружился неопознанный труп. Одна из соседок предположила, что это, вероятно, «северянка». Протокол опознания милиция передала в территориальный ЗАГС, где был оформлен акт о государственной регистрации смерти. Северянка между тем завершила карьеру и вернулась. О том, что числится умершей, узнала, придя оформлять пенсию. Анна Ивановна аргументы предъявила железные: саму себя и паспорт. Пенсию начали выплачивать, посоветовав легализоваться.

Но работникам ЗАГСа живая Анна Ивановна показалась не очень убедительной, и в «воскрешении» ей отказали. Получая пенсию, неудобств от своего особого статуса женщина не испытывала до тех пор, когда в ПФР не пришел новый въедливый начальник. Выплаты «усопшей» прекратились. Разруливать ситуацию пришлось прокуратуре - через суд. Запись о смерти аннулирована, пенсия выплачивается. Осадочек, однако, остался. В общей сложности женщина провела в «мертвых» восемь лет! При этом официально могла и вовсе не «воскреснуть». К сожалению, для изменения психологии некоторых «должностных лиц» только лишь внедрения высоких технологий не хватает.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах