Главный метеоролог Кубани: «Мы входим в начало пятого Ледникового периода»

Алина Менькова

Катаклизмы на прошлой неделе уже прозвали в социальных сетях «ледяным ужасом Краснодара». Впрочем, от стихии пострадал не только краевой центр, но и большинство районов края. Из-за многочисленных обрывов проводов жители на несколько дней остались без света, воды и тепла. Такого бедствия не припоминают даже старожилы. 

   
   

Если бы воздух прогрелся хотя бы на полградуса...

Юлия Бессонова, «АиФ-Юг»: - Андрей Николаевич, такого «ледяного дождя» не помнят даже старожилы. Последствия просто катастрофичны. Неужели нельзя было как-то приготовиться к удару стихии и минимизировать ущерб?

Андрей Бондарь: - На самом деле бывало и хуже. Подняли архивные материалы - в 1988 году похожее явление уже было. Сейчас мы отмечали обледенение до 20 мм,  в 1988 году  -  до 30 мм. В этот раз о возможном гололеде предупредили все службы заранее. Но предсказать точный размер бедствия сложно. Есть определенные допустимые погрешности. А грань, которая отделяет простую непогоду от стихийного бедствия, очень тонкая.

Если бы в Краснодаре воздух прогрелся хотя бы на полградуса, такого бы не произошло. Возможно, только в северных районах бы наледь появилась. И то не в таких размерах. Сами по себе гололедные явления в крае в зимнее время - обычное явление. У нас наблюдаются постоянные перепады от плюса к минусу в течение суток. Но предсказать, насколько катастрофичной будет ситуация, задолго невозможно.

- И тем не менее вечером в понедельник стало ясно, что ситуация обостряется. Уже было поздно принимать какие-то меры предупреждения последствий ледяного дождя?

- Я не считаю, что меры не были приняты. При администрации края уже ночью создали оперативный штаб. Утром во вторник, 21 января, дороги были обработаны реагентом. Рядом с оборванными проводами видел энергетиков, которые их чинили. Все аварийные службы сразу начали работу по ликвидации последствий.

   
   

Чтобы избежать человеческих жертв, электротранспорт решили не выпускать на линии. Могло случиться короткое замыкание, пострадали бы люди. Взамен остановившихся трамваев и троллейбусов на маршруты вышло большее количество автобусов и маршруток, чтобы перевезти всех пассажиров. Но проблема в том, что размеры бедствия оказались просто катастрофичными. Ледяной дождь шел почти двое суток. Рвались провода и падали деревья, в таких условиях еще и ремонтировать, убирать было очень сложно. А прошедший в четверг мокрый снег и усилившийся ветер добавили хлопот. В итоге комплекс неблагоприятных погодных условий и создал такую ситуацию. 

Американец, упав в гололед, тут же звонит адвокату и выставляет иск

- Порой кажется, что любая непогода становится стихийным бедствием. Снегопад, дождь, гололед, жара, сильный ветер парализуют дорожное движение, ухудшают условия жизни. Между тем северные регионы постоянно живут с такими проблемами. Выпал снег, коммунальщики «встали в ружье», почистили, и все. Наши коммунальные службы не привыкли к капризам стихии?

- Снегопады, гололед, дожди - это везде проблема. И для передвижения, и для благ цивилизации. В любом регионе. Просто в северных регионах к ним более привычны. Сами люди. Они не зацикливаются на метровом снежном покрове, а протаптывают тропинки и идут по образовавшемуся насту. И на Кубани природа показывала свой норов неоднократно. Другое дело, что сегодня изменилось отношение к проблеме.

Вчера видел, как человек поскользнулся на ступеньках и упал. Потом встал, отряхнулся и ушел. Правда, сразу же появилось ограждение у крыльца организации. Но это все. Представляю эту ситуацию в Америке. Человек упал, достал телефон, позвонил своему юристу с вопросом, а стоит ли ему подниматься? Потом вызвал врачей и  засвидетельствовал свое падение. А впоследствии наверняка предъявил счет за ущерб организации, которой принадлежит территория. Мы тоже постепенно подходим к правовому образу жизни. Задумываемся о возмещении ущерба. О правах и обязанностях: кто и что должен делать. Раньше снег расчищать  всю организацию выгоняли в приказном порядке. А сейчас каждый из нас подумает: «Почему это я должен делать, ведь плачу коммунальщикам приличные деньги». И с этим трудно спорить. Но бывают ситуации, когда сил коммунальных служб просто не хватает, чтобы ликвидировать проблему в кратчайшие сроки. 

«Вряд ли Кубань станет безжизненной ледяной пустыней»

- Сейчас человек жестко вторгается в природу, прокладывая дороги и возводя здания в заповедных местах. Как это отразится на нас впоследствии?

- Мы расширяем свою среду обитания, вторгаемся в неосвоенные пределы. При этом не всегда учитываем природные особенности. Вырубаем леса, меняем русла рек. Результат увидим максимум через 5-10 лет. Либо природа это уничтожит, либо сможем быстро все подкорректировать в соответствии с местными особенностями. У природы есть свои ресурсы, с которыми бороться бесполезно. Да и не нужно этого делать, нужно находить с ней общий язык. 

- Можно ли говорить об изменении климата на Кубани?

- Энергетика синоптических процессов меняется. Это уже доказанный факт. Но данное явление лишь отражение всемирного процесса глобального изменения климата. Если энергетика процессов становится сильнее, то и катаклизмов случается больше. Опять же нельзя сказать, что этого никогда раньше не было. Вся история метеонаблюдений насчитывает всего лишь несколько столетий. Что там было до нашей эры, толком неизвестно.

Я считаю, что постепенно мы входим в начало пятого ледникового периода. Сейчас проходим пиковые температурные значения (плюсовые), а затем постепенно температура начнет понижаться. Станет ли Кубань когда-нибудь безжизненной ледяной пустыней? Вряд ли. Все-таки процесс глобального изменения климата довольно медленно протекает по времени. Человечество не готово уступать своих позиций, значит, придется приспособиться. Может, через 200-300 лет лед станет источником топлива. Кто знает? Но пока нужно беречь то, что у нас есть, и быть в дружбе с природой. 

Смотрите также: