В 2014 году минуло сто лет с того дня, как в столице Боснии Сараеве сербский террорист Гаврило Принцип убил престолонаследника Австро-Венгерской империи Франца Фердинанда и его жену Софью, что послужило поводом к началу Великой войны, как ее тогда называли. А название «Первая мировая война» утвердилось с началом Второй мировой в 1939 году.
Официально Первая мировая война началась через месяц после убийства наследника. Первой объявила войну Сербии 28 июля (в России – 15 июля по старому стилю), чьим подданным был убийца, Австро-Венгрия. Кроме основных участников – стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия) и их противников Центральных держав, или Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария), в войне в общей сложности приняли участие еще 26 государств, расположенных в разных частях планеты. Россия потеряла в той войне более 2 миллионов своих подданных.
«В СССР Первую мировую нередко называли «империалистической войной», что неудивительно – большевики выдвинули лозунг «поражения в войне своего правительства», развивая мысль о превращении «империалистической войны» в войну гражданскую – международного пролетариата против международной буржуазии. Ну, а про то, что партия Ленина финансировалась Германией, сейчас у нас не говорит разве что ленивый», - напоминает Владимир Пукиш.
Подлинная история бравого солдата Швейка
«Но то было потом, а уже в первые дни Первой мировой на фронт отправились, среди прочих, эшелоны кубанских казаков. Всего было призвано почти 100 тысяч кубанцев. В основном наши земляки воевали на Кавказском фронте, но многие из них были отправлены и на Западный фронт, где сражались в Карпатах, Польше и Восточной Пруссии. Более 30 тысяч кубанских казаков были отмечены военными наградами. По архивным данным, до декабря 1916 года Кубанское казачье войско потеряло убитыми 4207 человек, 21.560 получили ранения. Были победы, но были и поражения. Так, в 1914 году кубанские казаки на Западном фронте, пройдя несколько сотен километров территории Австро-Венгрии, перешли через Карпатский хребет (эти события описаны в знаменитом романе Я. Гашека о бравом солдате Швейке), но уже в 1915-м российским войскам пришлось отступить далеко вглубь России.
Чтобы поднять боевой и национальный дух казаков, российские власти использовали разные способы пропаганды, в том числе и печатное слово. В книгах, издаваемых в те годы, возвеличивалась слава русского оружия, поднимался патриотический дух воинов. Например, в 1916 году в Екатеринодаре издается «Сборник славы кубанцевъ», в котором опубликованы произведения различных художественных (рассказы, повести, стихотворения) и публицистических (письма, личные документы) жанров. Самым ценным в этой книге является именно тот живой голос кубанского казака, его рассказ о проводах на фронт, о том, как казаков хоронили на боевых позициях и дома, в родных станицах.
Вот стихотворение Якова Бабенко «Выхид козака на вийну». В нем казак прощается со своей семьей, собираясь идти на войну драться «за хрищеных волю». Во время проводов атаман наказывает казакам бороться «за виру, за Россию мов [словно] ти львы».
Как рождался гимн Кубани
Возможно, именно в этом сборнике было впервые опубликовано стихотворение «Ты Кубань – ли наша родина», написанный казачьим священником Константином Образцовым, ставшее гимном современного Краснодарского края.
Важным для подъема боевого духа кубанцев считал составитель сборника И. Борец пребывание императора среди кубанцев. Теме встречи казаков с царем посвящены несколько стихотворений. А вот как переиначил текст торжественной песни пророка Исайи окопный поэт И. Мамай, взывая к народам, воюющим с Россией:
С нами Бог! Разумейте, австрийцы.
Мы уж гнали вас, точно козлов.
А, обращаясь к болгарам, которые, несмотря на помощь России в завоевании ими независимости, воевали против нее, поэт пишет:
С нами Бог! Разумейте, болгары,
Вы восстали на брата и мать.
Нам поможет Господь, и мы скоро
Разобьем вас как вредную тать.
А вот письмо кубанской казачки, написанное в родную станицу из немецкого плена в ноябре 1915 года. В нем она просит помолиться за нее и за других пленниц, бывших вместе с ней, и сообщает, что покорно переносит все лишения, за что считается Георгиевским кавалером».
«Примечательно, что подобные книги, призванные поднимать боевой дух своих воинов, выпускали и в Австро-Венгрии, - подчеркивает Владимир Пукиш. - В одной из них можно было прочитать такую историю о России: когда в 1912 году там отмечали 100-летие Бородинского сражения, среди гостей торжеств оказалось 7 ветеранов, «которые лично преследовали Французов в их страшном бегстве 1812-го года». Называется имя одного из них, 119-летнего Петра Артемьевича Лаптева, который родился в 1794 году!»
Смотрите также:
- Лидер краевого отделения КПРФ принял участие в открытии памятника →
- Галицкие русины – на двух фронтах, меж двух империй →
- ...Национальность - казак? →