«Ошибается даже Копперфильд». Иллюзионист - о секретах профессии

Кубанский Кио - так называют Сергея Янпольского в родном Краснодаре - прославился в 2009 году на чемпионате мира по иллюзионному искусству в Пекине, войдя в десятку лучших иллюзионистов планеты. Позже его пригласит королевская семья княжества Монако на ежегодный фестиваль магии Magicstar, где он также произведет фурор. Сегодня Сергей по-прежнему живет в Краснодаре и показывает уникальные фокусы. 

   
   

О «черных театрах»

«АиФ-Юг», Ирина Богданова: Сергей, в Краснодаре ваши шоу можно увидеть в Черном театре, который не так давно открылся. Название интригует и даже немного пугает…

Досье
Сергей Янпольский. Родился в 1973 году в Краснодаре. Двукратный обладатель Гран-при международных конкурсов иллюзионистов в Москве и Праге. Серебряный призер Нидерландов по сценическим фокусам. Участник фестиваля «Звезды магии Монте-Карло». Вошел в 10 лучших фокусников на чемпионате мира 2009 года в Пекине. Обладатель диплома за оригинальность французской ассоциации иллюзионистов.

Сергей Янпольский: Бывая в Праге, я посещал там так называемые «Черные театры». Это сцена, завешенная черным бархатом, что позволяет достичь удивительных эффектов появления, исчезновения, левитации людей и предметов прямо на глазах у зрителей. Я еще тогда подумал: хорошо бы у нас появилось нечто подобное.

У меня уже был опыт постановки иллюзии с применением черного кабинета. В 2005 году я поставил новогоднее иллюзионное шоу в одном из развлекательных центров Краснодара, где в одной из картин по сцене летали привидения, оживала мумия, а предметы жили самостоятельной жизнью. В прошлом году я создал трюки для «Новогодней фантазии» в «Премьере», и там Королева иллюзий возникала из частей своего тела: ее голова и бюст висели в большой раме, руки летали отдельно, а юбка прогуливалась сама по себе. Все эти трюки имели большой успех.

Не важно «что», а важно «как»

- Несколько лет назад в интервью «АиФ-Юг» вы говорили о том, что кубанцам фокусы не близки. С тех пор вкусы публики изменились?

- Судя по полным аншлагам, иллюзионное искусство стало более востребовано у кубанских зрителей. Очень рад, что те удивительные фокусы, которые до недавнего времени могли видеть лишь зрители Монте-Карло, Амстердама, Пекина и других далеких городов, я показываю в своем родном городе. А самый главный принцип моего искусства и то, почему оно нравится публике, - это красота и высокое художественное воплощение идей. Безобразия, безвкусицы и халтуры сегодня хватает с избытком, но человек в своей душе всегда тяготел к прекрасному.

   
   

- Какой фокус зрителям нравится больше всего?

- Знаменитый советский иллюзионист Эмиль Кио говорил о том, что «не важно, что показывать публике, а важно, как показывать». Поэтому при грамотном подходе зрителям будет нравиться абсолютно все: и исчезающий телевизор, и летающий и растворяющийся в воздухе человек, и танцующие огни свечей, и другие чудеса.         

- Кстати, авторский номер со свечами позволил выйти вам на мировую сцену. Трюки с огнем не опасны?

- Номер готовил много лет. Захотелось придумать что-то необычное. Стандартные номера с картами и голубями мне никогда не нравились, а вот свечи оказались тем самым предметом, который мало кто использует. Сначала это были отдельные придуманные мной трюки, шла работа над изготовлением реквизита, а уже затем со своим наставником и учителем, заслуженным артистом России Анатолием Кириченко, мы отобрали самое лучшее - то, что и вошло в номер.

- Так уж получается, что многим современным артистам в поисках заработка приходится выступать в ресторанах, веселить публику на корпоративах…

- Увы, золотой век культуры и искусства закончился. И, скорее всего, уже не повторится. Его заменил телевизор с бесконечными сериалами, глупыми ток-шоу и примитивным юмором. У многих артистов нет возможности выступать на профессиональной сцене и им приходится работать на корпоративах. А потому подход у них к этому абсолютно дилетантский. И главная проблема в том, что такие артисты не в состоянии придумать что-либо свое. В 90% случаев выступления иллюзионистов составляют одни и те же трюки типа «летающего столика» и «доставания голубей из рукава». Наступил век потребления - все продается и покупается. Заимствуются чужие идеи, всем хочется все получить задарма, но искусство от этого лучше не становится. Особенно иллюзионное - в его основе огромный труд, изобретательность и умение воплощать свои идеи.

Если фокус не получился

-  Выступая несколько лет назад в Пекине на чемпионате мира по иллюзионному искусству, вы вошли в десятку лучших иллюзионистов мира…

- Для того чтобы достичь какой-либо цели, важно понять, что именно тебе нужно и не бояться поднимать свою планку как можно выше. Если бы я решил стать «звездой ресторанных вечеринок», то, скорее всего, остался бы на этом уровне. Но в 1990-е годы я увидел по телевизору выступления звезд магии в театре принцессы Грейс в Монте-Карло. И сказал сам себе: «Вот куда надо стремиться. Вот та сцена, на которую я должен попасть!» Прошли какие-то 10 лет, и вот я стою на этой сцене. Но и, конечно,  к этому нужно приложить огромный труд, терпение, целеустремленность и бесконечную любовь к своему делу.

- Есть мнение, что иллюзионное мастерство - это не что иное, как ловкость рук и точное знание законов физики и химии. И все-таки когда, в процессе постановки фокусов или в момент выступления, на сцене происходят какие-то необъяснимые вещи?

-  Фокусы - вещь порой необъяснимая. Имею в виду, что иногда они могут не получаться. И от этого не застрахован никто. На Дэвида Копперфильда однажды чуть не рухнул автомобиль весом в несколько тонн, висящий в воздухе. Эмиль Кио не успел выбраться из люка, и зрители в цирке долго потом смеялись. Я не являюсь исключением. Как написано в одной книге: «Если у вас не получился фокус, посмейтесь вместе со зрителями и как ни в чем не бывало переходите к показу следующего». Теперь так и поступаю, а когда у меня было мало опыта, то после неудачного фокуса мог и ночь не спать, переживал.

- Кто сегодня главный иллюзионист в мире?

- На сегодняшний день лидером иллюзии во всем мире являются представители Южной Кореи. Они избрали своим девизом «Твори! Не копируй!». В Сеуле существует кафедра иллюзии в университете искусств, на которой преподают лучшие фокусники мира. Я от них в восторге. У нас оригинальных и сильных номеров мало. А причина вся та же - нежелание потрудиться интеллектуально, физически и стать подлинным мастером своего дела.

Испытания даны свыше

- Одно время вы увлекались астрологией. Сегодня очень модно составлять гороскопы, предсказывать по звездам судьбу. Стоит ли всерьез верить астропрогнозам?

- Был такой момент в моей жизни. Тогда мне казалось, что ищу свой жизненный путь. Но как только обрел веру - моя жизнь и профессия обрели совершенно другой смысл. Я нашел и продолжаю находить ответы на все свои вопросы.

- Чего ждете от нынешнего 2016 года?

- Ждать всегда нужно только хорошее. И чтобы это так и было, нам самим нужно меняться в лучшую сторону: быть добрее и целомудреннее.

Смотрите также: