О секретах необычной профессии и своей способности удивлять
Искусство не для всех
- Сегодня много обсуждают певцов, актеров, режиссеров, а вот творчество иллюзионистов остается в тени. На Кубани эта профессия большая редкость. Чем это можно объяснить?
- Иллюзия – это элитарное и даже эксклюзивное искусство. Вы когда-нибудь видели, чтобы в «прайм-тайм» по телевидению показывали что-то умное, красивое и в то же время способное взволновать душу? Вот вам и ответ на этот вопрос. Российское искусство иллюзии отстает от европейского лет на тридцать. И не потому, что люди у нас дремучие. А потому что на Западе эта культура имеет очень глубокие корни. Взять, к примеру, Людовика 14-го, который очень любил фокусы. На Кубани как таковых традиций, связанных с показом магических трюков, нет. Преобладает фольклор, казачьи «варэнички» куда ближе для понимания, нежели наш жанр.
- Правда, что сам Игорь Кио повлиял на выбор вашей профессии?
- Скорее, не Игорь Кио, а его брат Эмиль, который вел рубрику «По ту сторону фокусов» в журнале «Юный техник», - читал взахлеб.
А самого Игоря увидел «вживую» уже где-то в классе седьмом, когда он выступал в Краснодаре. Его аттракцион, конечно же, меня заворожил. Однако трюки, которые он показывал, тогда уже не являлись для меня секретом…
- Сегодня, когда народ помешан на компьютерной графике, как развивается отечественное искусство иллюзии?
- Когда я только начинал, было очень мало информации: несколько книг и один журнал. Информационный голод восполняли собственные изобретения, многие сами мастерили свой реквизит. Такую же школу прошел и я.
Современные же исполнители обладают секретной информацией в избытке. Можно узнать или купить практически любой секрет. Но истинных иллюзионистов очень мало. Есть скорее исполнители, которые не понимают природу нашего жанра. Не вносят ничего нового в искусство иллюзии. Просто копируют номера мастеров в очень плохом качестве. Вместо того, чтобы сделать что-то оригинальное, бездумно покупают реквизит, и в результате получается все как под копирку. Но не все так плохо. Есть ряд достойных мастеров, которые бескорыстно передают свои знания. Их фамилии достаточно известны: Данилин и Нечипоренко (чемпионы мира по магии), Руднев (президент Российской ассоциации иллюзионистов), Свечников (автор и переводчик великолепных трудов по магии) и т. д. Именно на этих мэтрах и держится искусство иллюзии в нашей стране.
Из Дворца пионеров в княжество
- Такое ощущение, Сергей, что жизнь сама сводит вас с известными людьми. «Соучастницей» первых ваших фокусов стала наша землячка -Анна Нетребко…
- С Анной мы занимались во Дворце пионеров в школьном кружке, где нас учили элементарным фокусам. Она уже тогда прекрасно пела и немного увлеклась магическим жанром. Вместе нам было очень интересно, оба любили выступать перед публикой. Помню, показывали такой фокус. Аня сидела на стуле с черной повязкой на глазах, я ходил по залу, собирал у зрителей предметы, и она тут же их называла. Зрители были в восторге.
- Сейчас поддерживаете с ней связь?
- К сожалению, нет. Мы занимаемся разными видами искусства. Нам, пожалуй, некогда да и негде пересечься. Хотя желание встретиться есть. Думаю, рано или поздно это произойдет.
- Авторский номер со свечами позволил выйти вам на мировую сцену. Благодаря этой работе в прошлом году вы получили приглашение от принцессы Стефании и принца Альберта Второго - королевской семьи княжества Монако - принять участие в ежегодном фестивале магии «Magic star» и весьма достойно там выступили. Как пришли к идее работать с огнем, ведь подобный «материал» считается сложным и небезопасным?
- Этот номер мне помог создать мой учитель и режиссер Анатолий Кириченко. Мы с ним познакомились в Москве на одном из конкурсов. Увидев мои трюки, он сам предложил с ними поработать, подсказал, как правильно их подавать, объединять. Никогда не стремился к простому. Всегда интересно работать с теми предметами, которые редко можно увидеть на сцене. Карты? Помилуйте! Если бы видели, что с ними вытворяют корейцы на чемпионатах мира – а в Корее фокусы едва ли не национальный вид спорта – вы бы никогда эти карты даже не взяли, достигнуть их мастерства невозможно. Голуби?
С ними работает каждый второй. Прокалывание женщин острыми предметами? Тоже не требует большой изобретательности. А вот трюки со свечами тем и привлекли, что это один из редких и наиболее эффектных жанров. В моей копилке несколько десятков авторских трюков со свечами.
- За рубежом вам довелось выступать на сценах самых престижных концертных залов. А где выступаете на родине?
- Поскольку России в плане фокусов еще есть куда стремиться, практически все фокусники - простые и заслуженные - работают в основном на корпоративах, свадьбах и тому подобных мероприятиях. Приходится таким образом убивать двух зайцев: зарабатывать на хлеб и приобщать народ к высокому искусству.
«Главное, ребята, сердцем не мертветь!»
- Часто приходится слышать, что наша жизнь – сплошной обман: власти с телеэкранов обещают светлое будущее, а на самом деле жить россиянам становится все труднее. Безработица, коррупция, низкие зарплаты. Как вы считаете, объевшись иллюзиями в повседневной жизни, находит ли наш зритель утешение в тех иллюзиях, которые видит на сцене в виде фокусов?
- Не знаю, насколько это можно назвать утешением. Но в одном я точно уверен. Несмотря на бытовые тяготы, оставаться наивным ребенком в душе – это вовсе неплохо. Ведь те люди, которые утрачивают способность удивляться, начинают деградировать. И как раз фокусы могут выявить, насколько далеко каждый из нас в этом направлении зашел. Не секрет, что между актером и зрителем существует энергетический обмен. Чем больше зритель открывается для меня своей радостью, восторгом, тем больше я открываюсь для него, и в результате такого обмена обе стороны остаются счастливы. Но иногда бывает и обратное. Это так называемая встреча с живыми мертвецами. Когда даешь зрителю все, а в ответ – ничего. Как правило, это люди, обличенные властью и богатством. Совсем недавно выступал на побережье перед высокими краевыми чиновниками. Полное равнодушие, кажется, их уже ничем не проймешь…
- Считается, что настоящий иллюзионист должен обладать не просто исключительными знаниями законов физики, химии, но и сверхспособностями. Проявляются ли они в вас?
- Сверхспособности – это немного из другой оперы. Конечно, мы можем сделать вид, что мы ими обладаем. Например, для того, чтобы поднять в воздух автомобиль или угадать, что лежит в непрозрачном конверте. Но на самом деле за этим скрывается точный расчет и упорный труд. А вот обладать сильной энергетикой – это одно из неотъемлемых качеств профессионала. Ведь на сцене необходимо заставить зрителя поверить в происходящее и создать иллюзию.
- До того, как начать карьеру иллюзиониста, долгое время вы работали на сцене краснодарского Музыкального театра, потом в Молодежном театре. Почему все-таки отказались от балета и актерской профессии?
- Фокусы для меня всегда были на первом месте. Но хороший фокусник должен и быть отличным актером, и прекрасно двигаться на сцене. Моя работа в театрах – это тот опыт, который помог идти дальше.
- В прошлом году вы вошли в пятерку лучших иллюзионистов мира. Считаете, что достигли совершенства в своем мастерстве?
- Имена лучших фокусников мира известны без всяких пятерок и десяток. Я же вошел в пятерку лучших на чемпионате мира лишь в своей категории – сценической магии. Что же касается совершенства, то ему нет предела. Как только ты посчитаешь, что достиг его в своем мастерстве, на своей карьере можно ставить крест.
- Можете раскрыть секрет одного из фокусов нашим читателям?
- С удовольствием раскрою секрет главного фокуса под названием… жизнь. Будьте проще, добрее, стремитесь к своей цели, и тогда по прошествии многих лет поймете, что все эти годы вы были счастливы!
Досье
Сергей Янпольский - родился в 1973 году в Краснодаре. Обладатель Гран-при Международного конкурса иллюзионистов (Москва), серебряный чемпион Голландии по сценической магии. Работает и живет в кубанской столице. Не женат.