На борту теплохода находились 1234 человека, погибшими считаются 423. Тела многих так и не нашли.
Режиссер-документалист Валерий Тимощенко, тогда – корреспондент краевой молодежной газеты, по своей инициативе выехал в ту ночь Новороссийск. Он видел спасенных, говорил с горожанами и моряками. И сегодня, специально для «АиФ-Юг», рассказывает о тех днях.
Успеть за 80 минут
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Спустя три десятилетия трагедия обросла домыслами, непонятно, какому источнику верить. Почему нет самой документальной хроники, снятой на месте событий? Цензура запретила?
Валерий Тимощенко: Не уверен, что запреты были. Я там был, брал интервью, и отсутствие командировочного удостоверения помехой не было. От нашего «Комсомольца Кубани» командировку дали более опытному коллеге Владимиру Байбику. А я считал, что тоже обязан там быть, взял отгулы, мне казалось, что пойму что-то главное о времени и стране. Позвонил товарищу на Ростовскую студию кинохроники, мы вместе учились во ВГИКе: «Срочно собирайся, камеру бери!» Но редактор его не пустила. Мол, можно ли снимать такое без согласования с КГБ? И наверняка же будут московские хроникеры? Получилось, что наши перестраховались, а из Москвы никто не приехал…
В Новороссийске я был 1 сентября, прошло меньше суток. Спасенных размещали в больницах и в городской гостинице. Потеряв близких, сами побывав на волосок от смерти, они стояли в холле и жались друг к другу. Укутанные в одеяла, перемазанные мазутом и краской, вылившимися из «Васева». Истории о том, как люди спасались, как не могли выбраться из кают, зафиксированы во многих источниках. Хочу добавить, что помощь на земле - медицинская, психологическая - организована была безупречно. Городская газета координировала, выпускала сводки, как на фронте: нужна одежда, нести туда-то… И газеты те были везде, их даже вывешивали на окнах. Весь город всколыхнулся. И такое было ощущение, что к трагедии каждый причастен, ощущает ее, как свою. Обидно, что за все время мы толком не поблагодарили тех, кто спасал людей из воды. Имен многих мы просто не знаем.
А ведь если бы не они… Представьте. Ночь, ветер, шторм, вода холодная. До берега километров пять - никто сам не доплыл бы. Я разговаривал с капитаном лоцманского катера, который пришел на помощь первым. На приличном расстоянии они не услышали звук удара. Но увидели, что огни на «пассажире» потухли. Лоцбот передал сообщение в порт и тут же рванулся к огромному теплоходу, который кренился и уходил под воду. Воды не было видно, столько барахталось в море людей. Лоцбот, рассчитанный на нескольких пассажиров, сам чуть не утонул. Выловили и подняли на борт больше ста человек.
Капитан порта среагировал мгновенно и профессионально. Направил к месту крушения все свободные суда. Пограничники, рыбаки, флотские… Курсанты мореходки пошли туда на веслах. Советские люди, с тем еще воспитанием. Я убежден, что эта спасательная операция была проведена просто блестяще... Ее надо золотыми буквами в историю мореплавания занести. «Адмирал Нахимов» тонул 8 минут, за 80 минут портовики спасли 836 человек. Если бы ведомства делили ответственность, как это бывает сегодня, долго собирались, и не оказалось бы «вдруг» солярки... Погибших могло быть намного больше!
Тайна двух капитанов
- Вы упомянули о КГБ. Говорят, Комитет госбезопасности косвенно причастен к тому, что произошло…
- Много позже мы узнали, что на «Нахимове в том рейсе отдыхал начальник КГБ Одесского округа с семьей. Говорят, в Новороссийске он выходил на берег, генерал опаздывал, выход судна отложили на час. Многие считают, если бы рейс выполнялся по графику, «Нахимов» и «Васев» просто бы не встретились. На самом деле все не так однозначно… Просто судьба.
Но, с другой стороны, когда корабль выходит из гавани, капитан стоит на мостике, это неписаный закон. Капитан «Нахимова» Вадим Марков свой пост оставил. В момент катастрофы он был в каюте у генерала. Понятно, что для капитана круизного судна он был важной фигурой, почти начальником, хотя продемонстрировать свое уважение можно было и позже. Но, говорят, у капитана были непростые отношения с первым помощником, парторгом Александром Чудновским. Марков выставил параметры курса, скорости, связь с «Васевым» была постоянная. Ушел уверенный, что с сухогрузом разминутся удачно. Кто знает, может быть хотел, чтобы малоопытный Чудновский поволновался. Парторг поздно понял, что все пошло не так, но сманеврировать не успел или не сумел… После рокового столкновения Марков прибежал на мостик, чуть ли не хватал Чудновского за грудки. Повторю, тонул «Нахимов» всего 8 минут. Драгоценное время уходило на выяснение отношений.
- Почему все-таки сухогруз не пропустил их?
- «Васевым» командовал капитан Виктор Ткаченко. Молодой, один из самых перспективных в параходстве... Тогда стали внедрять компьютерную технику, «Васев» был оснащен системой расхождения судов. Ткаченко отлично в электронике разбирался, был очень увлечен техникой и полностью ей доверял. Но компьютеры програмируют люди, которые могут ошибаться, прибор показывал, что суда нормально расходятся. Когда прибежал впередсмотрящий и закричал: «Пассажир» прямо по курсу!», первая фраза Ткаченко была: «Этого не может быть!». Умное железо обмануло, подвело... Цепочка нелепых случайностей замкнулась.
Но стоит ли назначать виноватых, клеймить их? Всю оставшуюся жизнь капитаны несли тяжкий крест вины. За пассажиров и за коллег… Когда на «Нахимове» погас свет, судно стало крениться, стармех Герман Юркин побежал вниз, чтобы включить аварийное освещение. Корабль старый, коридоры узкие, трапы крутые. Свет горел недолго, но многие поняли куда бежать, как спасаться. Но сам стармех погиб. Погибли все, кто ушел вниз, чтобы помочь людям. Старпом Александр Маглыш, главный механик Игорь Дехтярев, матрос Радик Фахретдинов... Бортпроводница Татьяна Федорова раздавала жилеты, а сама спастись не успела... Бортпроводница Вера Федорчук кинулась за запасными ключами. Многие взрослые, уложив детей спать и заперев каюты, пошли тем вечером на концерт. Водолазы так и нашли ее - с зажатой в руке связкой... Татьяна Дымкова, библиотекарь, отдала свой жилет женщине с ребенком, сама же плавать не умела. Парторг Чудновский спустился в свою каюту и заперся изнутри, поступил как мужчина, как капитан, который, как известно, уходит последний.
Капитаны же по должности остались в живых. Получили по 15 лет, а через 6 их помиловали. Есть сведения, что Ткаченко в тюрьме пытался свести счеты с жизнью. На свободе он сменил фамилию и позже погиб в кораблекрушении. Судьба... Марков умер от тяжелой болезни. Мне представляется, они были очень достойными людьми. Совестливыми.
После страшных катастроф говорят о предзнаменованиях, мол, все к тому шло… Не знаю, но в последние годы Союза действительно было много техногенных ЧП. Все как-то сыпалось, валилось, произошла авария на Чернобыльской АЭС. До крушения нашей тогдашней страны было еще 5 лет.