«Отравлены» Голливудом? Почему мультфильмы раньше были добрее

Мультфильм «Маша и медведь» признали самой вредной рисованной историей для детей - такой неожиданный вывод 31 октября озвучили российские психологи, составившие своеобразный рейтинг отечественной и зарубежной анимации. Второе место в списке присудили не менее популярному «Монстр Хай», а тройку лидеров замыкает «Губка Боб квадратные штаны». Специалисты посчитали, что мультперсонажи этих историй подают малышам плохой пример своим эгоизмом, капризами, непослушанием и прогулами школы.

   
   

Досье
Игорь Глущенко. Родился в Кропоткине, закончил художественную школу и Краснодарское художественное училище. Участвовал в создании множества анимационных проектов. Вместе с братом записывает видеоуроки по 2D-анимации.

Правда ли, что современные мультфильмы перестали быть добрыми и почему так произошло, «АиФ-Юг» спросил у специалиста по анимации Игоря Глущенко.

Злодейство выдают за норму?

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Когда дети смотрят современные мультфильмы, папы, мамы, бабушки и дедушки чуть ли не в один голос твердят: «Что это за ужас? В наше время мультики намного добрее были». Действительно так или это просто возрастное ворчание?

Игорь Глущенко: Я придерживаюсь теории, что современные мультфильмы, сериалы, телевидение навязывают нам определенную модель поведения, далеко не всегда положительную. На мой взгляд, это осознанная стратегия, призванная опустить моральную планку людей. Действительно, в Советском Союзе мультфильмы выпускали с задачей-минимум - воспитать нормального гражданина, максимум - хорошего человека. А в современном продукте зачастую злодейство выдают за норму, а хорошего человека представляют не в лучшем свете.

Игорь Глущенко сожалеет, что все больше художников уходит в коммерцию вместо того. чтобы рисовать добрые мультфильмы. Фото: Из личного архива/

- Осознавая это, ты все равно работаешь в анимационной индустрии. Моральных терзаний нет?

- В начале карьеры я рисовал упаковки для сухих завтраков. Но однажды заказали упаковку для вина. Я взялся, но жалел, переживал, зачем согласился, хотел отказаться. В итоге работу пришлось завершить, но вино по другим причинам так и не вышло в свет. Сейчас отдаю себе отчет, что служу этой матрице. Да, я часть механизма, у которого, возможно, не слишком благовидные цели. Но, естественно, работаю только над максимально приличными, по моему мнению, проектами.

   
   

- Известный мультипликатор Гарри Бардин говорит, что не делит аудиторию на детскую и взрослую. А для кого все-таки делают мультфильмы?

- Если говорить рыночными терминами, то потребитель мультфильмов - ребенок, но покупатель всегда взрослый. Поэтому сейчас мультфильмы делают унифицированными, чтобы они нравились и родителям, и детям. Но, на мой взгляд, они получаются слишком глупыми для взрослых и не такими светлыми, как хотелось бы, для детей.

Если говорить рыночными терминами, то потребитель мультфильмов - ребенок, но покупатель всегда взрослый. Поэтому сейчас мультфильмы делают унифицированными. Но, на мой взгляд, они получаются слишком глупыми для взрослых и не такими светлыми, как хотелось бы, для детей.

Где учиться?

- Игорь, в современном мире такая узкая профессия, как художник-мультипликатор, практически потеряла свою актуальность. С развитием Интернета и игровой индустрии множество людей, рисовавших картинки для мультиков, стали делать анимацию для игр.

- Если как-то определять себя, то я, в первую очередь, иллюстратор и аниматор, - говорит Игорь Глущенко, который вместе с братом-близнецом Валерием давно занимается мультипликацией. - Правда, в последнее время 90% наших работ заказывают для игровой индустрии и только 10% - создание анимационных роликов. 

- Расскажи, есть ли какие-то специальные учебные заведения, в которых можно научиться делать мультфильмы?

- Многое было утеряно в «веселые» 90-е: пока Запад активно развивался, наша страна выживала. И если отечественные умельцы все-таки сравнялись по мастерству с зарубежными, то учебной инфраструктуры как таковой у нас не появилось. Да, есть вузы, где учат основам академического рисунка и живописи, в некоторых заведениях начинают учить современному видению анимации, созданию роликов. Но все это пока в зачаточном состоянии. Зато в Интернете сейчас можно найти массу учебного материала от специалистов и всему научиться.

- Хорошо, тогда такой вопрос: можно ли в не в столице создать полноценный мультфильм, который будут показывать в кинотеатрах?

- Технически это возможно. Чтобы сделать смотрибельный продукт, достаточно небольшого коллектива. Но в нашей индустрии любой, кто умеет мало-мальски рисовать, сразу же попадает в коммерческую систему. Свободные специалисты сразу уходят в анимационную коммерцию: создание игр, рекламных роликов, Интернет-контента. Поэтому, чтобы снять мультфильм, нужен либо меценат, либо за дело должны взяться начинающие, которых еще не успела засосать коммерция. А вот полнометражные мультфильмы больших студий - это уже труд тысяч человек. 

Кино - абсолютно коммерческая индустрия. На первом месте только прибыль, поэтому делают очень усредненный продукт, лишь бы он понравился максимально широкому кругу людей. Но, к счастью, в мире все-таки остались заметные самобытные мультипликаторы.

Почему на одно лицо?

- В советское время легко было отличить армянские мультики от украинских, русские - от белорусских. А сейчас все они на одно лицо. Почему так произошло?

- Дело в том, что сейчас кино - абсолютно коммерческая индустрия. На первом месте только прибыль, поэтому сначала проводят маркетинговые исследования: сколько людей может прийти, какой тематики давно не было на экранах - все вычисляют и делают очень усредненный продукт, лишь бы он понравился максимально широкому кругу людей. Но, к счастью, в мире все-таки остались заметные самобытные мультипликаторы, например, японец Хаяо Миядзаки. Некоторые французские студии делают что-то, не похожее на западное.

- А ты сам на каких мультфильмах воспитан?

- Если честно, я «отравлен» голливудской продукцией. Естественно, видел практически все, что есть в анимации, но воспитан именно на «Короле Льве», «Аладдине». С другой стороны, сейчас это очень помогает в работе - рынок больше, ведь на этих мультфильмах воспитаны миллионы людей во многих странах, а если ты рисуешь, к примеру, в советском стиле, то найти проект в десятки раз сложнее.

С какой целью?

- И последний вопрос: компьютерная анимация уже вытеснила рисованную от руки или у последней еще есть шанс?

- Если даже я нарисую персонажа на бумаге, все равно в итоге отсканирую и помещу в компьютер. А можно сразу рисовать на компьютере, финал один, все преобразуется в пиксели. Да, компьютер всецело захватил анимационную индустрию, но это неизбежно. Иллюстратор Иван Билибин пять лет рисовал иллюстрации для книги на бумаге кистями и красками. В Эрмитаже и Третьяковке висят картины, над которыми художники работали годами, а порой и всю жизнь, как Александр Иванов над «Явлением Христа народу». Сейчас другие скорости: самую сложную иллюстрацию делают месяц, а так счет идет на дни.

Смотрите также: