Взмах волшебной палочки. Писатель о том, как приучить ребенка к чтению

«Книга для детей, которая нравится только детям, – плохая книга. Хорошие  хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, – плохой вальс», - утверждал Клайв Льюис, автор «Хроник Нарнии». О том, что читают современные дети, о чем размышляют и как писать для них, «АиФ-Юг» рассказала Марина Тараненко, поэт, прозаик, лауреат многих литературных конкурсов.

   
   

Стих для кошки

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Марина, расскажите, как становятся писателями, особенно детскими?

Марина Тараненко. Фото: Из личного архива

Марина Тараненко: Первое стихотворение я написала, когда мне было пять лет, и посвятила его своей кошке. А для детей стала писать после рождения сына - гуляла с ним в парке и, пока он спал в коляске, сочиняла стихи. Вообще, детство — такая пора, с которой не хочется расставаться, и, наверное, мой внутренний ребенок оказался очень живучим, так дает о себе знать.

- Что такое детская литература? Почему ее отделяют от взрослой?

- Я бы не стала искать какие-то отличия. Существует мнение, что хорошая детская книга интересна и взрослому. И я с ним полностью согласна.

- У многих писателей были своеобразные ритуалы: Эрнест Хемингуэй писал ровно 500 слов в день, Николай Гоголь стоял за конторкой, Гюго раздевался, Джек Керуак зажигал свечу и т. д. А как пишете вы?

Досье
Марина Тараненко - член Союза писателей России, Международного творческого объединения детских авторов и Товарищества детских и юношеских писателей России. Лауреат 1-й степени фестиваля-конкурса «Хрустальный родник-2014», золотой лауреат конкурса Национальная литературная премия «Золотое перо Руси-2014». Недавно повесть «Бума-Бумай-Ок» признали лучшей на конкурсе произведений для детей «Корнейчуковская премия». Эта же повесть и фэнтези для подростков «Хирофанты» сейчас в финале международного конкурса «Новая детская книга».
   
   

- Я пишу только утром и днем, по ночам не работаю никогда, потому что по натуре классический жаворонок, и ночью мозг спит. Обязательных ритуалов нет, но люблю утром пробежаться или пройтись по аллеям рощи, рядом с которой живу. Это освежает мысли и настраивает на работу.

- Для кого вы пишете – во время работы у вас в голове уже есть некий образ читателя? Кто это - мальчик, девочка, какого возраста?

- Признаюсь, во время работы не думаю о читателях. Когда пишу, вижу своих героев, погружаюсь полностью в произведение, живу в нем. А читателем может оказаться человек любого возраста, пола, любой национальности, главное, чтобы он находил в моих произведениях что-то созвучное своим мыслям и чувствам. Ведь именно это важно для каждого из нас.

Мысли важнее объема

- А вы со своими читателями встречаетесь - что интересует современных детей, о чем они спрашивают?

- Конечно, встречаюсь постоянно и очень люблю такие встречи, потому что они вдохновляют. А вопросы задают самые разные. Например, недавно семилетний мальчик спросил: «Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы изменили в мире?»

- И что вы ему ответили – чтобы вы пожелали, существуй такая возможность?

- Я бы загадала, чтобы люди были терпимей друг к другу, и чтобы на земле не было войн.

- В этом и заключается глобальная цель вашего творчества?

- Наверное, мы все своими книгами стараемся сделать мир вокруг себя лучше, а насколько это получается... Хочется надеяться, что какой- то след остается.

- Но для этого важно, чтобы дети читали книги, а сейчас многие учителя и родители жалуются, что они это делать не желают, предпочитая проводить время за компьютерными играми или просмотром мультфильмов.

- Да, дети сейчас читают меньше, чем 20, 30, 40 лет назад, но это закономерный процесс. Вполне логично, что гаджеты забирают часть времени, которое раньше уходило на книги. Но я знаю точно - читающих детей много. И это ребята, которые не просто читают, но и увлеченно обсуждают прочитанное. Ведь дело вовсе не в количестве прочитанных книг – оно у каждого свое – гораздо важней, что это за произведения, какие мысли, эмоции они вызывают.

Выбирают фэнтези

- Дети, родившиеся в Советском Союзе, росли на одинаковых книгах – практически в каждой домашней библиотеке можно было найти «Незнайку» Николая Носова, «Волшебника Изумрудного города», романы Жюля Верна и Александра Дюма. А какие книги выбирают дети сейчас?

- Сейчас у них достаточно большой выбор, они читают разные книги, кому что ближе, но лидирует, на мой взгляд, фэнтези. Кстати, о предпочтениях детей я могу судить по своему двенадцатилетнему сыну Никите - он с удовольствием читает и классику, и современную литературу. И, конечно, он первый читатель моих произведений. Замечания делает редко, но они всегда оказываются нужными.

- А откуда у вашего ребенка любовь к чтению – вы как-то ее воспитывали или само собой получилось?

- Сына читать учила я, причем научился он довольно быстро. Много читала ему вслух, любовь к книгам проявилась сразу. Вообще в нашей семье не было такой проблемы, что ребенок не хочет читать. Сейчас книги Никита выбирает сам, но и за советом приходит, спрашивает, что новенького появилось у моих знакомых писателей.

- Есть люди, которым важен запах бумаги, другие, напротив, читают только с экрана.

- Электронная книга - это удобно, особенно когда едешь несколько дней в поезде и успеваешь прочесть не один роман. Но к бумажным книгам у меня особенная любовь - я вряд ли когда-нибудь перестану их покупать. Кстати, и сын предпочитает бумагу.

- Родители предпочитают выбирать своим детям авторов, на которых выросли сами. А почему сейчас не появляются новые Барто, Носовы или Маршаки?

- Самая большая проблема, на мой взгляд, в том, что люди просто не знают о существовании новых детских авторов или предвзято относятся к современным книгам. И напрасно, потому что сейчас появилось много писателей, которые способны увлечь детей.

Смотрите также: