Яхта не игрушка миллионера. Кубанский спортсмен – о гонках под парусом

5 лет назад друг уговорил Алексея Передерия записаться в экипаж. И вот уже Алексей сам – шкипер. Недавно команда под его началом выиграла гоночный этап регаты Sochi Winter Series by PRO-yachting. Результат потрясающий: 5 первых мест и одно второе из 6.

   
   

Гонки - это драйв!

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Алексей, как же быть с утверждением, что лучше гор могут быть только горы?

Алексей Передерий: Парировать могу тем же: а лучше моря – только море. Горы - они красивые, монументальные, но статичные. Миллионы лет стояли и миллионы будут стоять. А море – живой подвижный организм, ежесекундно меняется. В детстве я зачитывался приключенческими романами о сокровищах и пиратах. Был уверен, что «ветер гудит в парусах» для красоты образа. Правда гудит! Брызги соленые летят! Ты мчишься, и дух захватывает! И немеешь от восторга, только и можешь вымолвить: «Вах!»

Досье
Алексей Передерий, яхтсмен, бизнесмен. Победитель российских и международных регат. Родился в 1972 г. Окончил военное училище, служил на Дальнем Востоке, офицер запаса. Окончил экономфак КубГУ.

Вообще, парус - это огромный мир, особый стиль человеческого существования. Есть люди, которые целиком себя ему посвящают и подчиняют. Многие европейские пенсионеры на лодках постоянно живут. Приходим в какой-нибудь порт, а рядом лихо швартуется лодка с бодрыми бабушками и дедушками. Хотелось бы и мне такой старости.

- К сожалению, об этом наши пенсионеры могут только мечтать. И не только они, кстати. Яхты – это ведь игрушки миллионеров?

- Это заблуждение, и вредное. В первую же регату я перезнакомился со множеством яхтсменов из России, вовсе не миллионерами. Знаете ли вы, что только в Москве, по официальной статистике, парусными видами спорта увлекаются 200 тысяч человек! Катаются люди в Питере, в Центральной России, в Сибири…  Сегодня и Краснодар на регату выставляет до 5 экипажей, а тогда на меня смотрели, как на космонавта. И у всех друзей был один вопрос-недоумение: «Это же очень дорого?!»

   
   

Так вот, бюджет поездки на любительскую регату сопоставим со стоимостью поездки на горнолыжный курорт. Да, с финансами сейчас у всех сейчас куда хуже, чем 5 лет тому назад. Но говорят, если Бог дает ребенка, то даст и на ребенка! Кроме регат для новичков, где «все включено», существуют бюджетные варианты. Приходит опыт, а с ним и появляется возможность на яхтинге зарабатывать. То есть вначале ты платишь за все. Потом ничего, но и не зарабатываешь. Наконец становишься профи и начинаешь зарабатываешь на всем, что с парусом связано.

Гонщики даже по европейским меркам зарабатывают очень прилично. Шкиперу зарплату платят, оплачивают билеты на самолет и т. д. Кто-то открывает свою школу, учит управлять яхтами.

Я на 2-й ступени иерархии. Получил шкиперскую лицензию, ничего не плачу, но пока и не зарабатываю. Для этого канат, связывающий с сушей, с семьей, должен быть натянут слабее. Да и далеко не для каждого возможность зарабатывать - самоцель. Мой драйв – участие в спортивных гонках. А кому-то интересно в одиночку переплыть океан, побыть наедине с собой несколько недель.

Проблемы выбора

- Альпинистам при восхождении на Эверест случается принимать сложные моральные решения. Продолжить восхождение, подготовка к которому занимает месяцы и годы, или помочь спуститься коллеге, который замерзает на подступах к вершине, потому что ногу сломал или плохо подготовился. Помочь - значит мечтой пожертвовать. В яхтинге такие ситуации бывают?

- Бога молю, чтоб не возникали! Обязанности шкипера прописаны в Международной конвенции мореплавания. Если мимо проходит прогулочное судно и теряет человека, шкипер должен развернуть лодку ему на помощь. Если лодка в гонке, из нее необходимо выйти. Тут вопросов нет.

Но в последнее время в мире очень нестабильная политическая обстановка, и она породила проблему похожего выбора. Сирийские беженцы форсируют водные пространства на надувных лодках и других псевдоплавсредствах. Допустим, навстречу из последних сил гребет утлое суденышко, которое дало течь. Что делать? Та же конвенция обязывает шкипера отвечать за безопасность своей команды – и для него это требование самое главное. К сожалению, были уже случаи, когда спасенные выкидывали экипаж за борт, а лодку угоняли. Поэтому ответа нет. Шкипер принимает свое собственное решение, и с этим потом живет.

Алексей Передерийза штурвалом. Фото: Из личного архива

- Парусный спорт называют джентльменским – почему?

- Потому что основа его – доверие. В гонке у судей не всегда есть возможность проконтролировать, как та или иная лодка прошла контрольный знак. После старта судна расползаются на приличные расстояния. Ветер гуляет по воде локальными пятнами. Здесь есть, там нет. Подул и исчез, парус повис. И ты дрейфуешь в надежде, что подует снова, а соперники где-то там мчатся. У каждой современной лодки есть мотор, но пользоваться им запрещено. И новички интересуются: «А что, если на моторе пойдем, никто же не видит?». Никто - можно и кубок выиграть. Но если поставить его на полку, он же соляркой будет вонять!

Что было, что будет?

- В изначально мужском парусном спорте рулят женские экипажи. Как вы относитесь к эмансипации в спорте и вне его?

- В спорте приветствую, дамы украшают любую регату, и нас мотивируют. А в жизни… Меняются эпохи, нравы, но мне симпатичен первоначальный уклад. Предназначение мужчины в том, чтобы убить мамонта и принести мясо, а забота женщины - разжечь очаг и приготовить еду. Расклад, когда жена зарабатывает, а муж у плиты, для меня абсурден.

- Но ведь не мало женщин добиваются огромных успехов в бизнесе и политике. Разве плохо? А кухарку для мужа и няню для детей можно нанять.

- Я сам бизнесмен. Ну, невозможно, проводя 12-14 часов на работе, успевать еще что-то. Детей будут воспитывать чужие люди, а не мамы, и в этом нет ничего хорошего. Но правда и в том, что каждый сам хозяин (хозяйка) своей жизни. Кто-то реализуется в материнстве, а кто-то в спорте, в бизнесе или на госслужбе. Лишь бы всем было хорошо. В отличие от некоторых друзей, я даже не против президента-женщины! Но точно так же, как не возражаю против президента-мужчины. Важна не гендерная принадлежность, а то, как она (он) заботится о гражданах своей страны. Тем, кто живет на Сахалине, абсолютно не интересно, появился у нас новый полуостров или нет? Они все равно туда не доедут. Их волнуют размеры пенсий и очереди в детсады...

 А что вы думаете о современных мужчинах?

- Я бы сказал словами знакомых дам-ровесниц: «Измельчал мужик!» Может, просто устали? А вот молодые парни на удивление радуют. На фоне общей деградации общества просто бросаются в глаза! Деградация – она не сильная, но проявляется как следствие отсутствия объединяющей национальной идеи. Попытки насильственных прививок патриотизма лишь усугубляют раскол, обозначившийся в социуме. Обозначились низшие и высшие слои. Образовался огромный разрыв в доходах. Средний класс под угрозой исчезновения. Накапливается неудовлетворенность и пессимизм… И тут они – вдумчивые, цельные, очень толковые 20-30-летние.

Поколение 40-45-летних, к которому я принадлежу, начинало самостоятельную жизнь в 90-е, которые не зря называют лихими. Всякое бывало, но слово ценилось, за него отвечали. Мы - практики, которые строили бизнес и судьбу путем проб и ошибок. Строили, строили и что-то упустили… На смену выходит новое поколение теоретиков. Им придется исправлять ошибки старших. Это всегда тяжелее. Но, мне кажется, они справятся…