Есть мнение, что развитие современных технологий изменит тенденции на рынке труда. Если все желающие обзаведутся 3D-принтерами и начнут «распечатывать» готовые дома, то нужда в плиточниках, столярах отпадёт. Пока это не подтверждается тенденциями на рынке труда. Спокоен за будущее отрасли и инженер-строитель Алексей Норкин. «Человек придумывает детали, в его голове рождаются чумовые проекты, фантастические формы и сочетания. Машина остается исполнителем. В строительстве предостаточно творческой работы. Завтра и послезавтра столяры, монтажники, плотники без работы не останутся», считает он.
Не ради «корочек»
Светлана Мамина, «АиФ-Юг»: Что бы ни говорили «провидцы», сегодня профессия строителя в числе самых востребованных. А с чего начинать, если человек решил им быть? Где, как учиться, обязательно ли наличие «корочек»?
Алексей Норкин: Я закончил Государственный технический университет по специальности «Промышленное и гражданское строительство» с красным дипломом. Обычно это говорит о глубоком, качественном погружении в знания, но чаще, если честно, о том, что студент - законченный «ботаник». С девятого класса школы я подрабатывал грузчиком, потом на самых тяжелых, «черных» работах на стройке, а в вузе уже создал первую ремонтную бригаду, и мы с ребятами активно осваивали строительные специальности. Были 1990-е, пора обнищания одних и стремительных стартов других. А я просто зарабатывал на кроссовки - такой была первоначальная мотивация. Потом она сменилась на «хочу знать, как это устроено и почему надо делать именно так». Так, моя учеба «тютелька в тютельку» совпала с практикой. Хватило бы мне без вуза одних практических приемов? Нет. Как инженер, я понимаю важность тех или иных процессов. Практик без базы будет силен только на операциях, которые освоил до автоматизма. Изменилась технология, материалы, климатические условия - и практик «поплывет». Дипломированный специалист, напротив, будет понимать причинно-следственные связи и гибко отреагирует на новации. Учиться необходимо, но не ради «корочек», а ради знаний.
- Ваша работа подойдёт любому человеку или нужны особенные личностные качества, физическая подготовка важна?
- Здесь всё то же, что и при выборе других профессий. Кто не любит общаться, не станет хорошим продавцом, человеку без творческой жилки не быть художником. Строителями также могут быть далеко не все. К примеру, в профессиональный набор качеств входит отсутствие страха высоты. На стройке стена - активный фронт. Надо выглянуть, что-то проверить, примерить, и всё это на краю неогороженного пространства, на высоте 9-12-20-этажного дома. Но этот навык приходит с опытом. Мы строили 17-этажный дом - каркас, который потом заполняют кладкой. На краю первого этажа - проблем нет, на втором стал вести себя аккуратней, на третьем по самому краю стенки ходил с замиранием сердца, на пятом реально боялся, на седьмом - душа в пятки уходила и все внутри ухало, когда смотрел вниз. А на десятом отпустило. На самом верху я уже не боялся высоты. Привык. Уже во взрослой жизни решил ходить в горы. Этим летом поднялся на Фишт и на западную вершину Эльбруса. По формальным признакам общего с хождением по краю этажа на высоте маловато, а по сути - то же преодоление своих страхов и проявление уверенности в себе. Строительные специальности трудные, они требуют выносливости. Когда мы строили тот самый 17-этажный дом, я по несколько раз поднимался и опускался к строителям. И всё без лифта! Понимаете, какую надо иметь физическую подготовку? А еще строителю необходимо воображение. Он работает с плоскостным проектом, из плоскости надо поднять этажи и объемы. Без фантазии будущие контуры того, что строишь, не разглядеть.
Проектировщик - это дирижёр стройки
- Правда ли, что строительные специальности у женщин забрали мужчины? (В х/ф «Москва слезам не верит» одна из героинь - штукатур, и женщины на стройках работали массово.) И верно ли, что это работа, которую редко выбирают местные мужчины, а в основном на стройках трудовые мигранты из республик бывшего СССР?
- Да, такой процесс идет. Раньше крановщицами и штукатурами работали женщины. Теперь мужчины, это связано с экономикой и производительностью. Та же работа штукатура-маляра тяжёлая, грязная, требует выносливости. Женщина за смену штукатурит порядка 30 кв. м. Более крепкий мужчина - от 50 кв. м. Мужчина более вынослив. Потому на них спрос. На рынке труда мужчин много, так как у работников из среднеазиатских стран принято, чтобы мужчина обеспечивал свою семью.
- На стройке главный прораб, какие к нему требования?
- На стройке главный - проектировщик. Он главный хранитель секретов и тайн. Он знает про дом всё до мелочей. И все специалисты, включая прорабов, главных инженеров, заместителей директора пляшут под его дудку. У нас на стройке была история. Делали мы конструкцию с висячим ростверком на забивных сваях. Ростверк – это верхняя часть фундамента, на который, собственно, распределяется нагрузка на несущие элементы сооружения. Типовое расположение арматуры в этом случае такое - сечением больше внизу, меньше вверху. Никто, ни один человек на стройке: ни рабочие, ни прорабы, ни мастера, ни руководители, - никто не заметил, что в проекте были изменены параметры, и вопреки классической схеме внизу полагалась арматура меньшего сечения, чем вверху. Когда была сделана большая часть работы, произведена заливка, на стройку случайно зашел аудитор компании и указал на ошибку. Как вы думаете, кто был волшебником, предложившим выход? Проектировщик! Он нашёл остроумное надежное решение. Проектировщик - это дирижёр стройки. А прораб - это организатор процесса. Менеджер. Его задача - уметь правильно расставлять людей по местам, контролировать их работу, ладить, подбадривать, а когда надо, и умело «снять стружку». В частном бизнесе главной фигурой строительства является собственник. Я гарантирую качество своим именем, а это значит, буду влезать во всё, контролировать все этапы стройки, причём не по разу. Рабочие знают - я надену сапоги и пролезу по самой грязи, поднимусь на любую высоту. Я не стесняюсь размещать на стройках баннеры со своей фотографией и контактами. За качество работы отвечаю лично.
Чтобы «радио» не давало сбой…
- Какие строительные специальности сегодня самые востребованные, сколько можно зарабатывать в месяц, от чего это зависит?
- Малоэтажное строительство - это строительство полного цикла. Нам в одинаковой степени нужны каменщики, кровельщики, бетонщики, штукатуры. Я очень строго отношусь к качеству строительных работ, так как хорошо понимаю их суть, и скептически оцениваю строителей-универсалов. По мне, пусть лучше идеально разбираются в чем-то одном, чем будут уметь «всего понемногу» в разном. Зарплата в отрасли в целом мало чем отличается от среднерыночной на Юге: 30-50 тысяч рублей. Однако есть объекты, на которых строителю реально заработать от 70 тысяч рублей в месяц. Там обычно заняты мастера высокой квалификации. К примеру, цена поклейки обычной кафельной плитки сегодня - 700 рублей за кв. м, а плитку особо крупных размеров и слябы из горных пород клеят по цене три тысячи рублей за кв. м. Соответственно, намного выше рыночной оплата труда эксклюзивного специалиста.
- Что вы думаете о людях с табличками: «плиточник», «каменщик» и так далее, которые предлагают свои услуги, например, на стихийной «бирже труда» на Сенном рынке в Краснодаре?
- Отношусь с пониманием: разные люди, разные истории. Попадаются слабые работники, встречаются очень хорошие. Мужчине стыдно не работать. А предлагать себя на бирже - нормально. Специалиста с руками, растущими откуда надо, будут приглашать постоянно, обеспечивать заявками по «сарафанному радио». Передавать от бригады к бригаде. Однако случается, «радио» даёт сбой. Одна заявка закончилась, другая не поступила. И человек идет на биржу.
- Масса кочевых бригад, которые предлагают свои услуги. Как понять человеку, далёкому от специфики, что никакие это не мастера, а проходимцы?
- С этим просто. Надо посмотреть готовые объекты этих бригад. Не по телефону (откуда вам знать, кто там песни поет про их отличную работу). Отказываются показать или дать контакты - откажитесь от «кота в мешке». А лучше всего обзавестись помощником-специалистом в строительном деле, которому придется платить полноценную зарплату. Пусть он осуществляет технический надзор за работой. Это намного надежнее, чем верить на слово строителям, особенно если вы мало понимаете в премудростях стройки.