Пропавшие сокровища Царской Империи могут до сих пор находиться на Кубани

Долгие годы эти данные считались непроверенными слухами, но последние изыскания сотрудников Ейского историко-краеведческого музея имени Самсонова все сомнения развеяли – сокровища на Кубань, действительно, привозили. Специалисты обратились к архивам, хранящимся в Санкт-Петербурге.

   
   

Сокровища в одном здании не поместились

– На самом деле особенного труда это не составило: архивы открытые. Просто темой этой никто раньше серьезно не занимался, – признается директор Ейского историко-краеведческого музея имени Самсонова Александр Иванов.

Тема для музея самая что ни на есть плановая, а для жителей Кубани весьма интригующая. Итак, из официальных документов вековой давности удалось выяснить, что в 1917-1918 годах в Ейск отправили три эшелона с имуществом Санкт-Петербургской ссудо-сберегательной казны. Были там как государственные депозиты, так и сбережения частных лиц, в том числе знаменитое золото Юсуповых, а еще такая редкость, как старинный оклад Тихвинской иконы Божьей матери из Пскова. По словам Александра Иванова, реликвия из XVI века, в отличие от остального злата-серебра, большого материального интереса не представляла, зато имела огромную духовную ценность.

Все эти сокровища отправили в Ейск, согласно плану эвакуации, разработанному еще в первые годы I мировой войны. В соответствии с ним в случае если фронт подходил близко к столице, ценности надлежало увезти для сохранения в строго определенные пункты, в том числе и в Ейск. Что и было выполнено. Первоначально под все это добро выделили здание городского общественного банка (сегодня, кстати, на его месте располагается администрация Ейского района), но оказалось, что места не хватает. Сокровищ царской империи было столько, что пришлось срочно подыскивать второе хранилище – особняк прямо напротив банка.

Временное правительство свергнуто, а на Кубани его служащие продолжают выполнять приказы 

Годы, как известно, были страшные, и история с сокровищами очень ярко демонстрирует, какой хаос творился тогда в России.

– Принято думать о том периоде упрощенно: были «красные» и были «белые», – говорит Александр Иванов. – На самом деле все было куда сложнее. Кто эвакуировал те ценности? «Красные»? «Белые»? Нет, служители Временного правительства, которое на тот момент в столице, казалось бы, уже свергли! Но страна у нас огромная, на изменения откликалась постепенно. Скажу больше, подданные Временного правительства еще год после этого получали здесь, на Кубани, свои официальные зарплаты. Благо, золота эвакуированного много было…

Да уж, в тот момент, когда Керенский, переодевшись в женское платье, бежал за границу, а большевики во всю устанавливали свою власть в Петрограде, служащие Временного правительства в условиях войны эвакуировали на Кубань имущество Империи! Например, до сокровищ в Ейск переместили Таможенный департамент.

   
   

Часть казны увезли в эмиграцию «белые» офицеры

И чем больше разгоралась гражданская война, тем больше запутывалась ситуация. По данным ейских музейщиков, примерно через год сокровища везут в Екатеринодар. На Кубани в то время повсюду «белые», «деникинцы», они держатся до последнего, но когда понимают, что им не выстоять, отплывают в Крым, а оттуда – в эмиграцию. Зачем же уплывать с пустыми руками? И они забирают с собой бывшую казну Царской Империи.

ОПРОС

– На эти деньги эмиграция, наверное, до сегодняшнего дня живет, – улыбается Александр Иванов. – И все-таки это были не три эшелона сокровищ, а только их часть. Где же остальное? Удивительно, но за все эти десятилетия ни Юсуповские ценности, ни оклад иконы так нигде и не «всплыли»!

Между прочим, саму Тихвинскую икону, волею судьбы оказавшуюся в «эмиграции» (как потом выяснилось в США), в Россию вернули. Было это после II мировой войны. Как рассказывает Александр Иванов, для Сталина тогда подготовили обширный доклад по всем пропавшим ценностям Царской Империи. Об эшелонах ссудо-сберегательной казны там сказано только: «Следы теряются в Ейске».

Может ли царское золото все еще быть на Кубани? Ответить на этот вопрос ейские музейщики не в силах. Впрочем, как и их столичные коллеги. Но клады на то и клады, что найти их не так просто. А вдруг золото Юсуповых и старинный оклад все еще спрятаны в кубанской земле…

Смотрите также: